Станут ли Вазерки второй Чемодановкой?
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов

В начале июля с редакцией портала «Пенза-онлайн» связались жители села Вазерки Бессоновского района. Они сообщили, что в селе растет напряженность из-за поведения цыган, число которых сильно выросло после чемодановского конфликта, и предложили нашему корреспонденту приехать и посмотреть, как обстоят дела.

После массовой драки в Чемодановке 13 июня и последовавших за ней событий проживавшие в соседнем селе Лопатки цыгане уехали из населенного пункта, оставив свои дома и хозяйство. Пресса сообщила, что часть из них отправились в Волгоградскую и Астраханскую области. В ответ местные чиновники спешно заверили, что в их регионах «погостит» лишь несколько человек. В соцсетях тем временем высказывались предположения, что массово никто никуда вовсе не уезжал, а «беженцы» на самом деле просто прячутся в округе.

В итоге, вопрос исчерпывающего ответа не получил, да так и затерялся в информационном потоке.

В начале июля с редакцией портала «Пенза-онлайн» связались жители села Вазерки Бессоновского района. Они сообщили, что в селе растет напряженность из-за поведения цыган, число которых сильно выросло после чемодановского конфликта, и предложили нашему корреспонденту приехать и посмотреть, как обстоят дела.

«Раньше и ночью не боялись ходить, а теперь — страшно». Поездка в Вазерки

Вазерки находятся примерно в 20 километрах к северу от Пензы. Дорога в село ведет через непрерывную цепь населенных пунктов: Бессоновка, Грабово и, собственно, Вазерки. До Чемодановки и Лопаток по прямой отсюда около 25 километров, по автодороге — чуть больше. Чтобы добраться на машине, хватит получаса.

Многие местные работают в Пензе, поэтому в поездку мы отправились ближе к вечеру. Улица Андроновка, жители которой пригласили нас, находится на западном краю села. На въезде мы поравнялись с автомобилем «ВАЗ-2114»,под завязку наполненным смуглыми молодыми людьми и детьми — всего человек семь или восемь. Машина уехала, мы остались.

Возле одного из частных домов собралось два десятка местных жителей. «Власти здесь нет! — говорит один из них. — Разве это нормально, что мы проблемы должны решать через журналистов, а не в администрации?»

И сельчане стали по очереди делиться историями своихотношений с соседями. Рассказывает местная жительница Валентина Фёдоровна:

— Я коренной житель нашей улицы. Работаю посменно и часто хожу с работы в ночное время — никогда ничего не боялась. А сейчас стало страшно. Появившиеся в последнее время цыгане ведут ночной образ жизни. Гоняются машины: шум, крики, музыка. Кто знает, пьяные они или еще какие? За нашими домами заброшенный сад — там еще мы в детстве играли. Сейчас в саду постоянно стоят полуразобранные машины. Детей туда без опаски теперь не отпустишь. На днях соседка прибежала, говорит, обобрали весь огород.

Тамара Петровна, та самая соседка, подтверждает:

— Крыжовник обобрали, вишню обобрали, смородину обобрали. Это дети все. Правда, когда я сходила пожаловалась старшим, перестали лазить.

Но, как признают собравшиеся, огороды — это, в общем-то, мелочь. Рассказывает еще одна жительница улицы Андроновка, Татьяна Александровна:

— В доме напротив нашего живут двое пенсионеров, им лет по 80. К ним повадился ходить один цыган. Потребовал деньги — они испугались и отдали. Нападал на них. Однажды это случилось на моих глазах, я попыталась за них заступиться. Он уже на меня: «Ты много на себя берешь! Ты у меня допрыгаешься!» Не в таких словах, конечно, а матом. Он, вроде бы, уже сидел один раз, поэтому его и тюрьма не особо страшит. Мы вызывали Бешенова (глава сельсовета Иван Бешенов — прим.ред.), но он сказал, что они имеют право жить где хотят, и сколько хотят.

У жителей Вазерок много претензий к соседям: машины по дороге, на которой даже нет искусственного покрытия, «летают», как по междугородней автостраде; к одиноким женщинам пристают прямо посреди улицы; дети, бросившие школу после нескольких классов, целыми днями развлекаются тем, что швыряют камни в проезжающие машины местных жителей.

Тем временем по улице в обратном направлении движется та же «четырнадцатая», по-прежнему набитая людьми. Пассажиры пристально смотрят на собравшихся и проезжают мимо.

«Как только мы звоним в полицию, гости испаряются». История переселения

Со слов участников нашей встречи мы выстроили хронологию событий. В деталях рассказы могут отличаться, но в целом складывается единая картина. Приведенные ниже сведения излагаются на основании этих рассказов.

На Андроновке есть несколько домов, где цыгане проживают уже давно. Конфликты с местным населением у них периодически возникали: то из-за мелкого воровства, то из-за вызывающего поведения. Несколько лет назад местные жители собрались на народный сход. Был он значительно меньше чемодановского, но часть цыган после него куда-то исчезла, а оставшиеся стали вести себя более сдержано. Так продолжалось до июня 2019 года.

В день чемодановского конфликта на Андроновку стали один за другим приезжать автомобили с цыганами. Весь вечер сновали туда-обратно и в итоге так и осели у своих, видимо, родственников.

Дома, в которых живут цыгане на Андроновке, не назовешь ни богатыми, ни большими. Но остальные жители улицы предполагают, что в них может проживать до 30-40 человек — по несколько многодетных семей. Если места в доме не хватает, то для жилья используются гаражи и сараи, если таковые имеются.

После появления приезжих начались проблемы, о которых мы писали ранее. Обеспокоенные соседи обратились в правоохранительные органы. Но когда представители власти закона прибыли на место, в домах остались только прописанные жильцы:

— Это повторяется из раза в раз: как только кто-то звонит полицейским, гости испаряются. По улице проезжает череда набитых людьми машин. Некоторые и вовсе прячутся по кустам за огородами. Полиция приезжает и уезжает ни с чем. напрашивается вывод, что кто-то «сливает» цыганам информацию о наших звонках.

21 июня сельчане стихийно собрались на очередной народный сход. Прибыл на него и глава местного сельсовета Иван Бешенов. По словам наших собеседников, позиция чиновника состояла в том, что надо принимать культурные особенности своих соседей, что в поведении цыган он ничего плохого вообще не усматривает, а также будет содействовать (по версии некоторых рассказчиков — «не будет препятствовать») в выделении им земли для строительства жилья — это вызвало особое негодование у собравшихся. Отметим — сам Иван Васильевич отрицает, что озвучивал последний из пунктов, поскольку не наделен соответствующими полномочиями.

Участники схода говорят, что глава сельсовета обещал организовать визит представителей прокуратуры, дабы выслушать жалобы жителей, но никто так и не приехал.

«Ты почему уже второй год не учишься?» Короткий диалог

Жители Вазерок смотрят на ситуацию комплексно. Дети, бросающие учебу, автомобили цыган, нарушающие скоростной режим, полиция, добирающаяся на вызов полтора часа, неработающий ФАП — это все звенья одной цепи, а именно — неудовлетворительной работы властей.

В это время мимо нашего импровизированного собрания проходит молодой человек-цыган в сопровождении двух подростков, мальчика и девочки. Одна из собравшихся женщин говорит:

— Вот, смотрите, это наша соседка, Снежана, — и окликает девочку. — Снежана, а ты почему уже второй год не учишься?

Снежана замедляет шаг, в то время как ее спутники даже не оборачиваются. Немного замявшись она отвечает:

— Я заболела, — и догоняет свою компанию.

— Два года болеет, — резюмируют собравшиеся. — Все, девочку готовят замуж. Готовьте очередные социальные выплаты.

«Льготы получают по российским законам, а живут по цыганским понятиям». Список вопросов чиновникам

Участники встречи передали в редакцию нашего портала список вопросов, которые они хотят задать чиновникам. Письма в инстанции уже писались, но проблема остается нерешенной. В настоящий момент жители собирают подписи под коллективной петицией, где будут изложены их претензии к органам власти.

Предоставленный нам список занимает три рукописных листа, поэтому мы приведем их выборочно (в квадратных скобках — примечания редакции):

I.Начальнику Управления образования Бессоновского района Назаровой С.Н., специалисту по опеке Мусиной Г.В.

  1. Почему [цыганские дети]бросают учиться после 4 класса? Кого [за это]наказали, какие меры приняли?
  2. Почему допускают ранние браки? Почему к 18 годам по 2-3 ребенка? Кого судили, какие меры приняли?

II.Начальнику центра занятости Бессоновского района.

  1. Почему мужчины цыгане не трудоустроены, вообще не работают? Сколько обращалось и сколько стоит на бирже [труда]?

III. Главе администрации Бессоновского района Демичеву В.Е.

  1. Почему глава администрации с.Вазерки не проживает в с.Вазерки, а живет в г.Пензе?
  2. Почему за последние 10 лет мы ни разу не выбирали себе сами депутатов?
  1. Почему ужасная освещенность улиц?
  2. Почему не работает ФАП?

IV .Военному комиссару Бессоновского района

  1. Почему юноши-цыгане не служат в армии?

V. Начальнику ГИБДД Бессоновского района

  1. Как получают цыгане водительские удостоверения, если в школе не учатся?
  2. Почему гоняют на бешенных скоростях?
  3. Машины у всех «утиль», как они проходят техосмотр?

VI.Начальнику РОВД Бессоновского района

1.Сколько дел возбудили по рождению несовершеннолетними девочками детей?

VII. [Общие вопросы]

  1. Почему цыгане-граждане России получают все выплаты и льготы по российским законам, а живут только по цыганским понятиям?

Уже после того, как собрание закончилась, передавший нам перечень вопросов житель Вазерок Владимир Валентинович говорит:

— Поймите нас правильно. Среди цыган есть отличные ребята. Если надо перебрать автомобиль — они в этом специалисты. Если надо что-то купить-продать — они прирожденные менеджеры по продажам. Известно же, что голодным надо давать не рыбу, а удочку! Почему этого не делается? Мы не против цыган. Мы против того, что группа граждан постоянно нарушает законы России и нормы общежития.

От редакции

Тема, затронутая в настоящем материале, в свете последних событий попала в разряд «щекотливых». В устах представителей власти отчетливо слышится нежелание развивать публичную дискуссию по этому вопросу. Но жители Вазерок обратились в нашу редакцию не ради того, чтобы почитать о себе в Интернете. Они просят помочь в решении их проблемы. И мы не считаем себя в праве об этом промолчать. Более того, мы уверены, что если вопрос не получит должного внимания, то риск получить вторую Чемодановку только возрастет.

После поездки мы связались по телефону с главой Вазерского сельсовета Иваном Васильевичем Бешеновым, чтобы обсудить жалобы жителей села. Однако, принимая во внимание характер ситуации, мы отказались от идеи приводить здесь содержание нашей беседы, и предлагаем Ивану Васильевичу дать комментарии по существу вопроса в удобной ему форме: официальным письмом (в таком случае просим считать настоящий материал официальным обращением в администрацию Вазерского сельсовета) или в форме интервью при личной встрече (при желании сторон — с привлечением жителей Вазерок).

Портал «Пенза-онлайн» также заявляет о готовности публиковать официальные комментарии должностных лиц, органов власти и общественных объединений, заинтересованных в решении изложенной проблемы.

И, разумеется, мы готовы и желаем публиковать обращения жителей Вазерок, в частности коллективной петиции, поскольку считаем, что это — пример гражданской позиции и активности, которых очень не хватает современному российскому обществу.

PostScriptum

Массовые столкновения, произошедшие в селе Чемодановка Пензенской области 13 июня 2019 года, привели к гибели местного жителя в результате черепно-мозговой травмы, массовому народному сходу, блокировке федеральной трассы М-5 «Урал», поджогу дома в селе Лопатки. События получили сильный резонанс и вызвали интерес не только федеральных, но и международных СМИ.

Портал «Пенза-онлайн» подробно освещал сложившуюся ситуацию. Предлагаем читателям подборку публикаций портала, посвященных чемодановскому конфликту:

Хроника событий. Часть 1

Хроника событий. Часть 2

Хроника событий. Часть 3

Хроника событий. Часть 4

Репортаж с места событий

Отзыв читателей

Еще один отзыв читателей

Информация по переселению цыган-1

Информация по переселению цыган-2

О доступности информации про конфликт

Репортаж с заседания Совета по делам национально-культурных автономий

Комментарии цыганского барона и комментарий на них

Фото автора

Похожие статьи