Архитектор Юрий Круглов: «Арбеково построили, а прирост скорости обеспечить забыли»
Сегодня, когда идет обсуждение изменений в Генплан Пензы, вопросы градостроительства особо актуальны. Корреспондент портала «Пенза-Онлайн» побеседовал с профессором кафедры «Градостроительство» ПГУАС, заслуженным архитектором Пензенской области Юрием Кругловым. Неожиданный взгляд корифея архитектуры на реконструкцию Бакунинского моста, создание дороги между Арбеково и Терновкой, многоэтажную застройку центра и многое другое — в нашем материале.
«Платим дань и возим воздух»
— Юрий Васильевич, глобально — Пенза развивается в правильном направлении?
— Для грамотного градостроительства необходимо точно знать, где находится центр города с точки зрения плотности населения. Она у нас неравномерна, центр находится в районе Глобуса.
Самая грубая ошибка предыдущего Генерального плана в том, что строили там, где строить было дешево. Так появился огромный район Арбеково. За это до сих пор мы платим дань транспортникам и возим воздух. Перепробег транспорта огромный.
Есть теория передвижения населения. Главный закон градостроительства: приращение территории требует приращение скорости, приращение скорости требует приращения территории. Арбеково приросло, а прирост скорости никто не обеспечил. Сейчас инфраструктура подтянулась, это естественно, но глобально вопрос не снят.
— Здесь уместно вспомнить об идее городского железнодорожного транспорта? Того самого рельсобуса, который спроектировали, закупили, но который так и не начал ездить.
— Тема осталась суперактуальной на сегодняшний день. Я уже давно говорил: братцы, электричка все равно ходит, деньги вложены предыдущими поколениями, проект готов.
Идея связать спальные районы с центром по железной дороге по-прежнему актуальна
Средняя скорость автобуса на маршруте с учетом всех остановок, перекрестков, пробок 16-18 километров в час максимум. Даже на личном авто она едва ли превысит 20 километров в час. А на рельсах можно получить порядка тридцати. Время в пути сокращается почти в два раза.
Но эта идея пришлась не по душе операторам маршруток. Так мы же и не говорим об отмене маршрутного такси! Станции рельсобуса располагаются через 800-1000 метров, а у автобусов — метров через 400. Маршрутки могли бы взять на себя роль подвозящего транспорта, обеспечить более глубокий вход в жилые массивы. В этом и есть философия автобусов малой вместимости.
«Пассажиров не наберется даже на автобус»
— Железные дороги из центра города расходятся в четырех направлениях, — продолжает Юрий Круглов. — Получался крест с двумя пересадочными пунктами: Пенза I и новая станция в районе площади Победы. Прирост скорости колоссальный, агломерация могла бы расти.
— А кроме рельсового автобуса есть какие-то принципиальные способы разгрузить пензенские улицы?
— Нет ничего больше. Огорчил? Нету их! Ноги только — пешком ходить.
— А как же объездная дорога из Арбеково в Терновку, про которую много лет все говорят?
— Было года четыре назад совещание, я там так и сказал: «Что вы все в игры играете? Один умнее другого! Есть расчеты. А нет — попросите в Горархитектуре. Пусть они посчитают, сколько человек, живущих в Арбеково, работают в районе аэропорта». Не набирается народа даже на один автобус. Вложить миллиарды рублей в дорогу через леса, по которой некого возить — это никчемный проект! Надо научиться считать.
«Зеленый город — это ярлык»
— Вы положительно относитесь к многоэтажной застройке в центре?
— Неправильный вопрос. Какая разница, как я отношусь? Есть объективные вещи. Во всех городах средняя этажность в центре растет, потому что земля дороже становится. Это экономика, она перешибет решение всех губернаторов и мэров.
Это не значит, что надо вообще избавляться от частной застройки в центре. Когда я был во Франции на стажировке, Жорж Кандилис, знаменитый архитектор, пригласил меня к себе в гости (что французы, кстати, редко делают). Рубленый дом, большой — в центре Парижа. Рядом другие частные дома. Я это к чему? Не все должно быть под одну гребенку, красота в разнообразии. Но с учетом объективных реалий.
Например, правый берег Суры. Там надо было строить многоэтажки 30-40 лет назад, а не в Арбеково.
— А в Райках?
— Конечно! Более того, это был мой проект. Там должна быть смешанная застройка: вдоль улицы Пушкина многоэтажка, а дальше, на сложные территории — частные дома. Это же оползневый склон, там и построить высотки никто не сможет.
Пензу считаются зеленым городом из-за обилия частной застройки
— Такое решение позволит нам сохранить статус «самого зеленого города Поволжья»?
— Нам приклеили этот ярлык: зеленый город. Конечно, он зеленый, потому что одноэтажка сплошная, и на холмах это видно. Считают зелень в окружающих лесах, линейные уличные посадки и приписывают нам чуть ли не 28 квадратных метров на человека. А если считать, как положено, — общественную зелень в парках, скверах — получится чуть больше 6 квадратных метров.
— Это мало?
— Это норма, записанная в СНиПе. Фактически, с точки зрения озеленения мы ничем не выделяемся.
«Проблему Бакунинского моста можно решить лет на 25 вперед»
— Бакунинский мост собираются ремонтировать. Точнее, разобрать существующий и построить новый. Как Вы относитесь к этому проекту?
— Хорошо, что новый мост между улицами Измайлова и Кирова взял на себя значительную часть нагрузки. Починить Бакунинский мост — вопрос технический. Разобрать, собрать, расширить до двух полос в каждую сторону — все это с архитектурной точки зрения решается достаточно легко. Конфликт не в нем.
Главная проблемная точка
На правом берегу он упирается в железную дорогу. Под ней проезд по одной полосе в каждую сторону. Это — все, что соединяет большую часть правобережья с центром. По одну сторону в этой точке сходятся Бакунинский мост и улица Злобина, по другую — улица Свободы, Транспортная и Горбатов переулок. Об адекватной пропускной способности говорить смешно.
Плюс не соблюден габарит для проезда по высоте, грузовики застревают.
Решение, которое предлагает Юрий Круглов
Допустим, расширят мост до двух полос в каждую сторону. Тогда выход только один — делать и под железной дорогой две полосы в сторону правобережья.
Но как пустить обратный поток? А очень просто. Если вы пройдете вдоль железной дороги в сторону Пензы II, то увидите, что там есть еще один проезд. Конечно, надо будет укрепить берег, где-то сделать насыпь. Но это — принципиальное решение.
Место для нового проезда
— А что необходимо сделать на другом берегу, со стороны центра?
— По-хорошему, просто проекта реконструкции моста недостаточно. Должно быть проведено обследование всей близлежащей территории на предмет возможных технических и архитектурных решений.
Например, можно было бы продлить дорогу через рыночную площадь. Но не делить ее пополам, а углубить дорожное полотно относительно уровня площади, а сверху сделать пешеходную площадку. Получится что-то вроде тоннеля. Архитекторы смогут предложить столько идей, как это облагородить! И рынок обновится, и торговые места. Лет на 25 вперед транспортную проблему решили бы.
— А что мешает ее решить?
— Сейчас к проектным работам привлекают «варягов» — конторы из Москвы или Петербурга. Я считаю, рассчитывать надо на специалистов, которые выросли в Пензе, впитали дух города и знают его проблемы изнутри, а не по схемам и таблицам. Таково мое мнение.
фото автора