Архитектор Юрий Круглов: «Арбеково построили, а прирост скорости обеспечить забыли»
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов

Сегодня, когда идет обсуждение изменений в Генплан Пензы, вопросы градостроительства особо актуальны. Корреспондент портала «Пенза-Онлайн» побеседовал с профессором кафедры «Градостроительство» ПГУАС, заслуженным архитектором Пензенской области Юрием Кругловым. Неожиданный взгляд корифея архитектуры на реконструкцию Бакунинского моста, создание дороги между Арбеково и Терновкой, многоэтажную застройку центра и многое другое — в нашем материале.

«Платим дань и возим воздух»

Юрий Васильевич, глобально — Пенза развивается в правильном направлении?

— Для грамотного градостроительства необходимо точно знать, где находится центр города с точки зрения плотности населения. Она у нас неравномерна, центр находится в районе Глобуса.

Самая грубая ошибка предыдущего Генерального плана в том, что строили там, где строить было дешево. Так появился огромный район Арбеково. За это до сих пор мы платим дань транспортникам и возим воздух. Перепробег транспорта огромный.

Есть теория передвижения населения. Главный закон градостроительства: приращение территории требует приращение скорости, приращение скорости требует приращения территории. Арбеково приросло, а прирост скорости никто не обеспечил. Сейчас инфраструктура подтянулась, это естественно, но глобально вопрос не снят.

Здесь уместно вспомнить об идее городского железнодорожного транспорта? Того самого рельсобуса, который спроектировали, закупили, но который так и не начал ездить.

— Тема осталась суперактуальной на сегодняшний день. Я уже давно говорил: братцы, электричка все равно ходит, деньги вложены предыдущими поколениями, проект готов.

Идея связать спальные районы с центром по железной дороге по-прежнему актуальна

Средняя скорость автобуса на маршруте с учетом всех остановок, перекрестков, пробок 16-18 километров в час максимум. Даже на личном авто она едва ли превысит 20 километров в час. А на рельсах можно получить порядка тридцати. Время в пути сокращается почти в два раза.

Но эта идея пришлась не по душе операторам маршруток. Так мы же и не говорим об отмене маршрутного такси! Станции рельсобуса располагаются через 800-1000 метров, а у автобусов — метров через 400. Маршрутки могли бы взять на себя роль подвозящего транспорта, обеспечить более глубокий вход в жилые массивы. В этом и есть философия автобусов малой вместимости.

«Пассажиров не наберется даже на автобус»

— Железные дороги из центра города расходятся в четырех направлениях, — продолжает Юрий Круглов. — Получался крест с двумя пересадочными пунктами: Пенза I и новая станция в районе площади Победы. Прирост скорости колоссальный, агломерация могла бы расти.

— А кроме рельсового автобуса есть какие-то принципиальные способы разгрузить пензенские улицы?

Нет ничего больше. Огорчил? Нету их! Ноги только — пешком ходить.

— А как же объездная дорога из Арбеково в Терновку, про которую много лет все говорят?

— Было года четыре назад совещание, я там так и сказал: «Что вы все в игры играете? Один умнее другого! Есть расчеты. А нет — попросите в Горархитектуре. Пусть они посчитают, сколько человек, живущих в Арбеково, работают в районе аэропорта». Не набирается народа даже на один автобус. Вложить миллиарды рублей в дорогу через леса, по которой некого возить — это никчемный проект! Надо научиться считать.

«Зеленый город — это ярлык»

Вы положительно относитесь к многоэтажной застройке в центре?

— Неправильный вопрос. Какая разница, как я отношусь? Есть объективные вещи. Во всех городах средняя этажность в центре растет, потому что земля дороже становится. Это экономика, она перешибет решение всех губернаторов и мэров.

Это не значит, что надо вообще избавляться от частной застройки в центре. Когда я был во Франции на стажировке, Жорж Кандилис, знаменитый архитектор, пригласил меня к себе в гости (что французы, кстати, редко делают). Рубленый дом, большой — в центре Парижа. Рядом другие частные дома. Я это к чему? Не все должно быть под одну гребенку, красота в разнообразии. Но с учетом объективных реалий.

Например, правый берег Суры. Там надо было строить многоэтажки 30-40 лет назад, а не в Арбеково.

— А в Райках?

— Конечно! Более того, это был мой проект. Там должна быть смешанная застройка: вдоль улицы Пушкина многоэтажка, а дальше, на сложные территории — частные дома. Это же оползневый склон, там и построить высотки никто не сможет.

Пензу считаются зеленым городом из-за обилия частной застройки

— Такое решение позволит нам сохранить статус «самого зеленого города Поволжья»?

— Нам приклеили этот ярлык: зеленый город. Конечно, он зеленый, потому что одноэтажка сплошная, и на холмах это видно. Считают зелень в окружающих лесах, линейные уличные посадки и приписывают нам чуть ли не 28 квадратных метров на человека. А если считать, как положено, — общественную зелень в парках, скверах — получится чуть больше 6 квадратных метров.

— Это мало?

— Это норма, записанная в СНиПе. Фактически, с точки зрения озеленения мы ничем не выделяемся.

«Проблему Бакунинского моста можно решить лет на 25 вперед»

— Бакунинский мост собираются ремонтировать. Точнее, разобрать существующий и построить новый. Как Вы относитесь к этому проекту?

— Хорошо, что новый мост между улицами Измайлова и Кирова взял на себя значительную часть нагрузки. Починить Бакунинский мост — вопрос технический. Разобрать, собрать, расширить до двух полос в каждую сторону — все это с архитектурной точки зрения решается достаточно легко. Конфликт не в нем.

Главная проблемная точка

На правом берегу он упирается в железную дорогу. Под ней проезд по одной полосе в каждую сторону. Это — все, что соединяет большую часть правобережья с центром. По одну сторону в этой точке сходятся Бакунинский мост и улица Злобина, по другую — улица Свободы, Транспортная и Горбатов переулок. Об адекватной пропускной способности говорить смешно.

Плюс не соблюден габарит для проезда по высоте, грузовики застревают.

 Решение, которое предлагает Юрий Круглов

Допустим, расширят мост до двух полос в каждую сторону. Тогда выход только один — делать и под железной дорогой две полосы в сторону правобережья.

Но как пустить обратный поток? А очень просто. Если вы пройдете вдоль железной дороги в сторону Пензы II, то увидите, что там есть еще один проезд. Конечно, надо будет укрепить берег, где-то сделать насыпь. Но это — принципиальное решение.

Место для нового проезда

— А что необходимо сделать на другом берегу, со стороны центра?

— По-хорошему, просто проекта реконструкции моста недостаточно. Должно быть проведено обследование всей близлежащей территории на предмет возможных технических и архитектурных решений.

Например, можно было бы продлить дорогу через рыночную площадь. Но не делить ее пополам, а углубить дорожное полотно относительно уровня площади, а сверху сделать пешеходную площадку. Получится что-то вроде тоннеля. Архитекторы смогут предложить столько идей, как это облагородить! И рынок обновится, и торговые места. Лет на 25 вперед транспортную проблему решили бы.

А что мешает ее решить?

— Сейчас к проектным работам привлекают «варягов» — конторы из Москвы или Петербурга. Я считаю, рассчитывать надо на специалистов, которые выросли в Пензе, впитали дух города и знают его проблемы изнутри, а не по схемам и таблицам. Таково мое мнение.

фото автора

Похожие статьи