Пойдёт ли автобус по рельсам?
Информация пресс-службы администрации города Пензы о встрече Виктора Кувайцева с заместителем начальника Куйбышевской железной дороги Сергеем Блохиным, в ходе которой обсуждалась возможность использования федеральной железнодорожной магистрали для перевозки пассажиров в пределах областного центра, ещё раз подтвердила: новое — это хорошо забытое старое.
По опубликованной на сайте администрации Пензы информации, Виктор Кувайцев и Сергей Блохин обсудили целый ряд вопросов, в том числе проект «Городская электричка», предусматривающий организацию движения общественного транспорта в Пензе между станцией Пенза-1 и разъездом Арбеково по имеющемуся железнодорожному пути.
От момента первого озвучивания самой возможности использования железнодорожных путей, проложенных по территории города, для организации движения городского общественного транспорта, прошло, наверное, лет 50. Но, как говорится, обо всём по порядку.
В прошлом веке специалисты по организации дорожного движения увещевали «отцов Пензы» в преимуществах того, что железная дорога проходит по городу как с Востока на Запад, так и с Севера на Юг.
Специалисты предлагали использовать данное преимущество для расширения возможностей городского общественного транспорта, пустив по уже имеющимся железнодорожным рельсам в черте Пензы так называемые рельсовые автобусы.
В те времена, когда всё было государственным, проезд в пензенском автобусе стоил 6 копеек, в троллейбусе — 5 копеек, новый подвижной состав приходил регулярно по разнарядке, интенсивность движения общественного транспорта в часы ПИК, к примеру, по проспекту Победы составляла одну транспортную единицу за 45 секунд, городская власть отмахивалась от энтузиастов, предлагающих наладить движение рельсовых автобусов, как от назойливых мух.
Да и железнодорожников непрофильная деятельность совсем не прельщала — заботы прибавлялись, а «маржа» не просматривалась. Короче говоря, пензенский рельсовый автобус в 20-м веке был лишь красивой идеей.
В 21-м веке многое изменилось. Город из-за бюджетного дефицита уже не мог позволить себе покупать новые автобусы и троллейбусы в соответствии с нормативами, тарифы на проезд в общественном транспорте стали расти, интервалы движения увеличились, народное недовольство накапливалось.
У железнодорожников тоже дела стали идти не лучшим образом. Через Пензу существенно уменьшилось движение пассажирских поездов, резко сократился товарный грузопоток, рельсы подавляющую часть суток пролёживали без дела.
В начале 21-го века интересы властей предержащих в Пензе и Куйбышевской железной дороге совпали. Собравшись вместе, они решили пустить по рельсам между разъездом Арбеково и торговым центром «Муравейник» — это чуть дальше, чем Пенза-1 — пассажирский вагон в часы максимальной нагрузки на традиционный общественный транспорт.
Была достигнута договорённость, по которой пензенское отделение Куйбышевской железной дороги приобретало два самодвижущихся вагона — рельсовых автобуса, а городская власть обустраивала остановочные платформы и прокладывала асфальтовые дорожки от этих платформ к прилегающим жилым кварталам.
В ещё не реализованный проект поступило предложение пустить рельсовый автобус между разъездом Арбеково и станцией Селикса, чтобы жители закрытого города Заречного тоже могли воспользоваться новой транспортной услугой.
Выполняя соглашение между КБЖД и городом Пензой, железнодорожники приобрели два рельсовых автобуса и продемонстрировали их общественности города. Администрация Пензы, взяв на себя обязательства по обустройству по маршруту следования рельсового автобуса остановочных платформ, ничего в этом плане не сделала.
Первоначально загубленный проект списали на нерасторопность городских властей. Однако впоследствии выяснилось, что строить остановочные платформы надобности не было. Причиной тому — сумма дотации, которую железнодорожники хотели поиметь из городского бюджета Пензы в качестве компенсации выпадающих доходов при установлении тарифа на проезд в рельсовом автобусе.
Власти Пензы на это пойти не могли из-за скудности городского бюджета, а при коммерческой стоимости проезда пензенцы, в лучшем случае, воспользовались бы услугами рельсового автобуса один раз из-за любопытства.
Короче говоря, проект «Рельсовый автобус» был «похоронен» в городском архиве. Но, как оказалось, жив проект! Вот только называть его «Городской электричкой» — заранее обрекать проект на неосуществимость, поскольку между Пензой–1, разъездом Арбеково и далее до Ряжска железнодорожный путь не электрифицирован. Знают ли об этом те, кто уже растрезвонили о «Городской электричке»?
Источник фото: kras.rzd.ru