24° ... 24°, ветер 4 м/с
62.81
70.68
Дадим рельсовому автобусу новый шанс?
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
Поезд «Сура» с 9 декабря начал ходить по новому маршруту. Как не дать рельсовым путям простаивать без дела? Мы видим в этом повод снова вспомнить об идее рельсового автобуса.

2013250.jpg

Обновленная «Сура»


Напомним, поезд №51/52 «Сура» с 9 декабря уходит из Пензы не в западном, а в северном направлении. Маршрут проходит через Мордовию. Количество промежуточных остановок снизится до трех (Рузаевка, Торбеево и Рязань-1). Путь из Пензы в Москву будет занимать на 44 минуты меньше, обратная дорога сократится на 30 минут.

Помимо очевидных плюсов у новшества есть и некоторые минусы. Одним поездом меньше будет проходить через населенные пункты западной части Пензенской области. Потеряли для себя «Суру» Каменка, Пачелма, Башмаково.

Впрочем, «Пенза», «орский» поезд и появившийся год назад дневной экспресс должны посильно компенсировать эту потерю.

Пустующие рельсы


Встает вопрос о загрузке западного направления. Здесь можно снова вспомнить об идее рельсового автобуса, переосмыслив его как не внутригородской, а пригородный транспорт.

Напомним, идея рельсобуса поднималась в кругах областного и городского руководства еще с советских времен. Но тогда в силу низкой транспортной загрузки городских улиц острой необходимости в новом виде транспорта не было. В 2005-2007 годах идея начала воплощаться в жизнь.

По достигнутому соглашению железнодорожники брали на себя покупку самих вагонов, а город оборудовал в необходимых местах платформы, павильоны и подъездные пути к ним. Их успели даже приобрести и презентовать журналистам. Но на этом все и закончилось ― приемлемая для горожан цена проезда была нерентабельна, а компенсировать потерянные доходы железнодорожников город себе позволить не мог.

Но рельсы простаивают, а город растет. Вдоль уходящей на запад железнодорожной колеи расстраиваются новые микрорайоны. Удаленность их от центра создает для жителей известные трудности. Да и плотность транспортного потока не уменьшается.

Кроме дальнего Арбеково есть еще и восточное направление, город Заречный с прилегающей к нему станцией Селикса. Стоит ли говорить, что зареченцы были бы совсем не прочь сократить свой путь до областного центра?

Новая траектория


Но можно посмотреть на вопрос, в буквальном смысле, шире. Что мешает продлить маршрут, например, до Рамзая? Новостройки у поворота на «Чистые пруды» постепенно заселяются, растет потребность в инфраструктуре. Регулярное железнодорожное сообщение снизило бы напряженность в этом вопросе, жителям поселка стали бы доступней больницы, образовательные учреждения, органы власти.
  
Это, по сути, новая траектория развития города. Транспортная доступность пригородов поднимает их популярность, и город может превратить в полноценную агломерацию, растянувшись вдоль железной дороги и разгрузив центр.

Детский вопрос


Если мы говорим о необходимости развивать частный сектор, то должны понимать проблемы, с которыми сталкиваются его жители. Достичь плотности инфраструктуры на единицу жителя, которая есть районах многоэтажной застройки, невозможно.

Покупая/строя частный дом, человек становится рабом своих детей. Каждое утро он должен на машине отвезти своих детей в школу. Если ребенок посещает какие-либо кружки или секции ― прокладывай еще один ежедневный маршрут. Настоящий квест.

Эту проблему можно снять, связав тот же Рамзай (и всю территорию между ним и Пензой) рельсовым транспортом с Арбеково, где этих самых кружков и секций более чем достаточно.

Добавим фишек


Непривычная для Пензы поездка в школу по железной дороге ― вполне нормальное явление для окрестностей крупных городов, в том числе, в развитых зарубежных странах. Наполнены детишками в школьной форме пригородные поезда вокруг Токио. То же самое вы увидите в Калифорнии.

Кстати, не лишним было перенять у наших «заклятых друзей» некоторые фишки. Например, возможность попасть с перрона в вагон на велосипеде. Тамбуры таких вагонов оборудованы своеобразными «парковками», где велосипеды размещаются вертикально, чтобы занимать меньше места. Не слишком дорого, но насколько удобно!

Север-Юг


Как минимум, просчитать бизнес-модель задумки десятилетней давности имеет смысл. Можно задуматься о различных моделях государственно-частного партнерства. Например, застройщик, решивший создать очередной коттеджный поселок, вполне может позволить себе оборудовать платформу для рельсового автобуса, тем самым повысив популярность (и стоимость) своей недвижимости.

При грамотном построении работы в выигрыше все. Если тема выстрелит ― можно задуматься и о направлении север-юг. Соединить, например, Ардым и Грабово. Глядишь, и Пенза-ШМ оживится. Ну что, поднимем вопрос, господа руководители?
Источник фото: https://korrespondent.net/ukraine/3847633-relsovyi-avtobus-sovershyl-pervyi-reis-v-polshu

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи