Гастроли по пятницам. «Арфаграфия» — ансамбль впрок-энд-ролльской песни
Много про кого мы с Дэном Издольным уже написали в рубрике «Гастроли по пятницам». Настала пора рассказать еще об одной группе из 90-х годов. На этот раз рассказ пойдет от первого лица. Так как пел в этой группе я — Влад Беляков. Речь об ансамбле впрок-энд-ролльской песни (АВЭРП) «Арфаграфия».
«Арафаграфия» существовала небольшой промежуток времени — с 1993 по 1999 гг. Тем не менее, наша деятельность была бурной, и, наверняка, многие о нас слышали.
Началось все с того, что приятель с соседней улицы — Андрей «Гарик» Горюнов зашел ко мне ни свет ни заря и позвал за грибами. Было это еще в конце 80-х годов. Пока мы занимались тихой охотой, Гарик убедил меня, что ему необходимо научиться играть на гитаре. А лучшим учителем, по его мнению, мог бы стать я. А мне жалко? Договорились, что он будет приходить ко мне по вечерам и учиться.
Учебы переросли в репетиции. У нас сложился дуэт, и мы даже записали пару кассетных альбомов, состоящих из моих и его песенок. По большей части смешных. Иногда к нам присоединялся мой двоюродный брат Валера Салов, подыгрывая нам на разных «ударных» инструментах — кастрюлях, алюминиевых тазах и прочей металлической ерунде.
Потом Гарика резко забрали в армию. Но там ему несказанно повезло. Прослышав про его талант гитариста-самоучки, руководство направило его (вместе с моей электрогитарой, которую я ему одолжил) в ансамбль песни и пляски Уральского военного округа.
Так что вернулся Гарик уже «подкованным» музыкантом. Он умел играть все военные песни, и также песни, которые обычно заказывают офицеры на своих закрытых «вечеринках». Я вынужден был признать, что к тому времени играть на гитаре Гарик стал в сто раз лучше меня.
Мы еще некоторое время помузицировали вдвоем, наскоро записав еще несколько альбомов. Решили придумать себе название — «Рассвело». А альбомы называли «За грибами» и «За грибами. Часть вторая» (отсыл к тому, что наш творческий союз начался именно с похода за грибами). Жаль, что ни одна из записей того времени не сохранилась.
В 1993 году (уж не помню каким образом) мы знакомимся с человеком, у которого дома имелся полный аппарат. То есть все, что нужно для полноценной группы: усилитель, колонки, микшерный пульт. Человек этот — Володя Волков — сам писал песни и неплохо играл на бас-гитаре и синтезаторе (они у него тоже были в наличии).
В общем, решено было создать полноценную «электрическую» группу. Еще один приятель — Слава «Чемодан» Шитов — так хотел играть в нашей группе, что «пробил» нам репетиционную базу — на заводе ЖБИ (ныне — «Домостроитель»). Конечно, располагалась она далеко — после остановки «Гидрострой» приходилось еще долго топать до базы. Зато у нас были ключи от актового зала. И мы могли репетировать, когда захотим.
Там и образовался первый состав ансамбля впрок-энд-ролльской песни «Арфаграфия». На том, что мы ансамбль, а не рок-группа, настоял Гарик. Он нас заверил, что это звучит солидно, так как сам служил в ансамбле. Понятие «впрок-энд-ролл» как стиль придумал я. Кто придумал назваться «Арфаграфией», не помню.
Итак, в первый состав вошли: я — вокал, музыка, тексты, Гарик — лидер-гитара, Слава Шитов — ритм-гитара, Сергей Серебряков — ударные, Елена Чудова — клавишные. Быстро состряпали программу из песен, уже отрепетированных дуэтом «Рассвело». Собирались было уже начать запись альбома, но с базы нас «поперли». Сказали, что мы очень шумно себя вели и загадили всю крышу пустыми бутылками.
Следующей репетиционной базой стал МУП №15, располагавшийся на ул. Карпинского. Нас мило приняли вместе с аппаратом. С условием, что мы будем обеспечивать музыкальное сопровождение всех мероприятий, которые там проводятся (при МУПе был еще и подростковый клуб), а также бесплатно играть по праздникам на агитационной площадке для жителей микрорайона. Не вопрос!
Тут попутно нам пришлось изучить ряд широко известных и любимых народом песен. Дабы выходить с этим репертуаром и на агитплощадку. Володя Волков предложил заодно выучить и свадебный репертуар. Мало ли… Пригодится. Так что запись альбома мы отложили. И репетировали, чередуя отработку моих творений с «Днем Победы» и «Обручальным кольцом». Для того чтобы хорошо отработать любой праздник, мы «обзавелись» вокалисткой Мариной. Кто-то должен же был исполнять песни от женского лица?
Надо сказать, на первом же концерте в рамках какого-то городского праздника на агитплощадке, мы так же чередовали: играли попеременно: то общеизвестные, то мои песни. Народ принимал их одинаково хорошо.
В то время где мы только не выступали — в рок-клубах «Сталкер» и «Искра», на упомянутой агитплощадке, на свадьбах и даже один раз на выпускном вечере в сельской школе.
В 1995 году я устроился на работу в школу вожатым. Мне там выделили «подсобку», куда я и предложил перетащить аппаратуру, чтобы там репетировать. Мое предложение было принято единогласно. Руководство школы отнеслось благосклонно к нашему появлению. Мы пообещали в качестве «арендной платы» за подсобку озвучивать мероприятия и время от времени проводить дискотеки.
К тому времени за клавишами Елену Чудову сменил молодой, но талантливый Павел Аникеев. Человек-универсал. Он изучил партии всех музыкантов. И временами подменял то соло-гитариста, то барабанщика, то басиста.
В 1996-1997 «Арфаграфия» несколько раз с успехом выступила в модном тогда рок-клубе «Аэроплан». Пару раз мы играли в популярном тусовочном месте «Микс-Ап». Вроде дискотека, но у нас и дискотечные песни мелись, под которые молодежь танцевала точно также, как и под свои «бац-бац». Были многочисленные «Хоккенсы», «Авангарды», и прочее.
В 1998-м мы приняли участие в областном фестивале «Пригородный поезд», который проводился джаз-рок-клубом «Хоккенс» и заняли там третье место. В качестве приза нам вручили сертификат номиналом в 500 рублей. Эту сумму мы могли потратить на музыкальное оборудование и аксессуары в местной фирме «Ерасов».
Фирма «Ерасов» была генеральным спонсором рок-фестиваля. И тем, кто нас обошел в финале, полагались сертификаты на более солидные суммы. Если не ошибаюсь, за первое место, которое заняла группа «Сестра Морфин», — 3 тысячи рублей (плюс гитара «Фендер стратакастер»), а за второе («Неверленд») — 1,5 тысячи. Но и 500 рублей для нас — бедных музыкантов — тоже было очень хорошо.
Был момент, когда мы почувствовали себя знаменитыми. Нас даже стали приглашать играть за деньги! Это был пик славы. Пожалуй, последние яркое выступление «Арфаграфии» состоялось на открытии летней площадки клуба «Рио» (это на крыше «Современника»).
Но в нашу историю вмешалась трагедия. Володю Волкова — бас-гитариста, звукорежиссера и, собственно, владельца большей части аппаратуры, сбила машина. Несколько недель он лежал в коме. Репетировать мы перестали. Одновременно Слава Шитов и Сергей Серебряков обзавелись семьями. И им тоже как-то стало не до игры.
Володя выжил. Но он до сих пор инвалид. Тем не менее, группа распалась.
Из всех нас лишь Павел Аникеев продолжил свою деятельность на музыкальном поприще. Сначала здесь, в Пензе, у него сложился коллектив «Вне игры». Затем он переехал на постоянное место жительства в Санкт-Петербург, где стал лидером питерской команды «Коllайдер'Orchestra».
Сейчас Павел Аникеев играет в популярном кавер-бэнде «Три Карася». Там же, в Питере. Я ушел в журналистику (писать-то хотелось!) Гарик этим летом умер. Сказалось пагубное влияние алкоголя. Со Славой и Сергеем мы давно не виделись, и я даже не знаю, чем они сейчас занимаются.
Поддерживаем связь только с Пашей. Я разрешил его коллективу исполнять любые мои песни, что Паша время от времени и делает. Вот такая история. До встречи на «Гастролях по пятницам»!