Гастроли по пятницам. Александр Ерасов: «Мы поддерживали рокеров, они узнавали о нас, и, можно сказать, делали нам рекламу»
Владислав Беляков
Владислав Беляков

В 1998 году рок-группа «Арфаграфия», в которой я играл и пел, заняла третье место на областном рок-фестивале «Пригородный поезд». В качестве приза нам вручили сертификат номиналом в 500 рублей. Эту сумму мы могли потратить на музыкальное оборудование и аксессуары в местной фирме «Ерасов».

Фирма «Ерасов» была генеральным спонсором рок-фестиваля. И тем, кто нас обошел в финале, полагались сертификаты на более солидные суммы. Если не ошибаюсь, за первое место, которое заняла группа «Сестра Морфин», — 3 тысячи рублей (плюс гитара «Фендер стратакастер»), а за второе («Неверленд») — 1,5 тысячи. Но и 500 рублей для нас — бедных музыкантов — тоже было очень хорошо. 

Рок-группа «Арфаграфия» на фоне афиши фестиваля «Пригородный поезд», 1998 г.

За кулисами нам рассказали, как найти фирму «Ерасов». Располагалась она на территории пензенской школы №56, что в ближнем Арбеково. «Вход с торца, — сказали нам. — Зайдете и спросите Александра Евгеньевича, покажете сертификат, а там выберете что-нибудь на эту сумму».

Уже на следующий день мы с соло-гитаристом Андреем «Гариком» Горюновым пришли по указанному адресу. Александра Евгеньевича на месте не оказалось. А работники отказались что-либо нам выдавать, сославшись на то, что ничего не знают ни про рок-фестиваль, ни про сертификаты. Самого Александра Ерасова в итоге мы поймали день на третий. Суммы сертификата хватило на гитарную примочку с эффектом «Овер-Драйв» под брендом «Гамма», микрофон и 15 метров шнуров. Наше счастье было безграничным.

Гитарная педаль кооператива Александра Ерасова с эффектом «Овер Драйв» — предел мечтаний начинающих рок-гитаристов 90-х.

Сегодня под рубрикой «Гастроли по пятницам» мы общаемся с Александром Ерасовым — тем самым «волшебником» из 90-х годов, который поддерживал рок-движение в Пензе.

— Александр, уже тогда аппаратура под маркой «Ерасов» славилась среди рокеров далеко за пределами Пензы. Расскажите, как начался ваш бизнес, а главное — что вас подвигло выступить в поддержку пензенского рок-движения? Ведь «Пригородный поезд» — не единственный рок-фестиваль, где вы выступали в качестве спонсора?

— Если говорить о бизнесе, то кооператив (он тогда назывался «Гамма») я открыл в 1988 году. В Пензе это был третий по счету официально зарегистрированный бизнес такого формата. До этого открыли кооперативную пельменную в Заводском районе и объединение художников. Так что в прошлом году фирма «Ерасов» (в прошлом — «Гамма») отпраздновала 30-летний юбилей.

Что касается поддержки музыкантов, то я и сам из них, и прошел всю эту историю. Был молодым, безденежным. Чисто по-человечески посчитал нужным помогать. Поскольку даже 500 рублей на покупку аппаратуры в то время для начинающего музыканта — хорошая помощь. Нам это не стоило особых затрат. Мы помогали рокерам, они узнавали о нас, и, можно сказать, делали нам рекламу. В те годы я много раз выступал и в качестве спонсора, и в качестве члена жюри всевозможных музыкальных конкурсов и фестивалей.

— А как о вашей аппаратуре узнавали за пределами Пензы?

— Еще в 70-80-х годах я мастерил гитарные педали и тому подобные вещи. Когда в Пензу с гастролями приезжал кто-то из музыкантов, я находил возможность, чтобы с ними встретиться и показать свои «поделки». Кому-то нравилось, кто-то что-то покупал…

Среди моих первых клиентов, если их можно так назвать, были в том числе, музыканты группы «Земляне», Владимир Кузьмин, Андрей Макаревич. Тогда меня за самодеятельный бизнес гоняла милиция. Приставать перестали лишь с перестройкой — ближе к концу 80-х, когда я уже создал кооператив.

Сейчас в продвижении продукции на мировой рынок многое зависит от участия в специализированных выставках. Так и мою продукцию, известную под маркой «Yerasov» (полное название фирмы — «Yerasov music corporation»), узнали далеко не сразу. В начале двухтысячных годов я был на выставке музыкального оборудования в Питере. К моему стенду подошли два немца и рассказали о крупнейшей выставке, которая ежегодно проводится во Франкфурте. Я подал заявку, заплатил организационный взнос и принял в ней участие.

— И сразу пошли заказы?

— Конечно, нет. Меня сразу предупредили, что разовое участие ничего не решает. Хотя многие думают иначе. Такие горе-производители приезжают на выставку один раз с одним-единственным опытным образцом, и ждут, что покупатели к ним выстроятся в очередь. Так не бывает. Во-первых, на выставке надо показать, что ты уже что-то производишь. Желательно, чтобы был ассортимент. Во-вторых, надо примелькаться. То есть, регулярно участвовать в выставках. И только тогда тебя могут заметить. У меня зарубежные партнеры появились только после третьей выставки во Франкфурте.

Александр Ерасов (в центре) у своего стенда на выставке музыкального оборудования. Германия, Франкфурт, апрель 2019 г.

— Вернемся к 90-м годам. Были ли у вас дружеские отношения с музыкантами того времени? Поддерживаете ли связи?

— Честно говоря, с пензенским роком я знаком плохо. Знаю, например, что есть такая группа — «Кенгуру», но абсолютно не представляю, какую они музыку играют. У нас в то время была немного другая тусовка. Я ее называю кабацкой. В нее входили музыканты, которые официально работали в Домах культуры, а по вечерам подрабатывали в ресторанах. А специфика нашей страны какая? Музыканты, достигшие определенного уровня, сразу же уезжают в Москву и дальше.

Например, в моем ансамбле начинал свою творческую карьеру Николай Кильдеев (ныне — гитарист группы «Моральный кодекс» — примеч. автора). В нашем ДК им. Кирова трудился Сергей Пенкин. И много кто еще.

Но сам я музыку люблю и слушаю, если что. Не разделяя ее на местную и неместную. Только на плохую и хорошую. А вообще, когда начал заниматься бизнесом, стало особо и некогда знакомиться с творчеством пензенских музыкантов. Крутишься каждый день. Случается, что по 10-12 дней проводишь в Москве, и постоянно за рулем. Как-то подсчитал, что в общей сложности за рулем в столице я провел два года, с учетом ночей и выходных дней. Знал Москву лучше любого таксиста…

— Как вы относитесь к идее создания в Пензе рок-музея? Взялись бы вы за его организацию?

— Идеологами такого музея должны выступить настоящие фанаты этого дела. Найдутся ли такие сумасшедшие? И что будут нести в этот музей? Записи, ноты, личные вещи музыкантов? Я не знаю. Как бизнесмен, я сразу думаю, что надо садиться с калькулятором и считать затраты. Билеты, сотрудники, аренда, зарплаты…

Так как инициатива о создании рок-музея будет частная, она все равно упрется в деньги. И в деньги немаленькие. Так что у меня, если честно, здоровый скепсис по этому поводу.

Напоминаем, мы ждем писем от желающих принять участие в проекте «Гастроли по пятницам». Если вам есть что рассказать о пензенском роке, пишите на электронные адреса ведущих проекта Дэна Издольного — den.izdolnyy.75@mail.ru или Владислава Белякова — vlad.penza@gmail.com. Также мы ищем партнеров рубрики и ни в коем случае не откажемся от спонсорской помощи. Ведь сделать нам с вами предстоит очень многое...

Фото из архивов автора и Александра Ерасова

Похожие статьи