Юрий Круглов: «Запустить рельсовый автобус можно за год»
Рельсовый автобус — старая и пока несбывшаяся мечта нашего города. Профессор кафедры «Градостроительство» ПГУАС, заслуженный архитектор Пензенской области Юрий Круглов рассказал нашему портал о том, как мог бы и как должен выглядеть скоростной городской железнодорожный транспорт.
Истоки проекта
— Юрий Васильевич, как появилась идея рельсового городского общественного транспорта?
— Когда я приехал в Пензу в семидесятые, привыкал долго — планировочная структура сложная. Железная дорога легла крестом на уличную сеть. Потом стало понятно, что негатив можно превратить в позитив. Мысль связать окраины с центром по железной дороге родилась примерно тогда же, когда началась активная застройка Арбеково.
Но в 80-е не собрались, в 90-е было не до того, а вот в 2000-е — начались спекуляции на этой теме. Кое-кто даже предложил: параллельно железной дороге трамвай построить. А зачем? Зачем вкладывать деньги, если все уже вложено, запускай только электричку. Ответ простой: за тем же, зачем железные автобусные остановки меняют на стеклянные, стеклянные на титановые, титановые на золотые. Понимаешь?
Архитектор-градостроитель Юрий Круглов
— Но есть ли у города объективная потребность в рельсобусе?
— Есть такое понятие — «работа общественного транспорта». Перемножаем количество пассажиров на среднюю дальность поездки одного человека, получаем работу. При одной величине работы по нормативам нужен автобус, при большей — уже трамвай, при еще большей — справится только метро.
«Газель» может справляться до определенного значения работы. Все, что свыше — дискомфорт пассажиров, перегрузка улиц, снижение безопасности. Нельзя чайной ложкой перетаскать ведро воды.
Поток, который идет сейчас по проспекту Строителей, уже тянет на один маршрут метрополитена. Десятки маршрутов городского транспорта ходят сейчас из Арбеково в Центр. Если даже часть пассажиров пересядет на рельсовый транспорт, это не только разгрузит улицы, но и сделает рельсобус рентабельным.
Каким будет пензенский рельсобус?
— Давайте попробуем представить, как мог бы выглядеть пензенский рельсовый автобус в реальности? От подвижного состава и расписания до оборудования станций.
— В идеале мы говорим про два маршрута в направлении запад-восток и север-юг. Первое — это, скажем от перрона в дальнем Арбеково до Заречного. Второе — от Грабово до Кривозерья, плюс два пересадочных пункта на Пензе-1 и в районе памятника Победы.
Маршруты на «кресте» пензенских железных дорог
Сколько у нас маршруток ходит с Пензы-1 только в Заречный? Вот и считай, насколько бы мы разгрузили улицы и привокзальную площадь, ее пешеходной можно было бы сделать. Вокзал — место где должна быть рекреация, а не один большой паркинг.
Необязательно запускать сразу все. Для начала можно связать Арбеково и Пензу-1. Построить три-четыре платформы: памятник Победы, ПГУАС, «Лента», улица Тернопольская. Если грамотно договориться с бизнесом, то предприниматели сами оборудуют станции. Разреши только построить рядом свой магазин. Получим комплексно оборудованные посадочные точки и пункты торговли. С гораздо большим потенциалом, чем у ныне действующих автобусных остановок.
— Но у нас почти везде одноколейный пути.
— Расстояние от Арбеково до Пензы-1 по путям — 10 километров, средняя скорость движения с учетом всех остановок — 30 км/ч. 20 минут на поездку в один конец. Сделать небольшой участок двухколейки у платформ — не настолько дорого. С одним разъездом мы можем пустить поезда с интервалом в 20 минут. С двумя-тремя разъездами — обеспечить почти ту же частоту, что и у городских автобусов.
Первый «пилотный» маршрут «Арбеково — Пенза-1»
— Как будет выглядеть сам рельсобус?
— Я делал расчеты пассажиропотока. По ним выходит, что это мог бы быть трехвагонный состав. Но это опять же зависит и от расписания, и от маршрута. В принципе, можно использовать и отдельные мотовагоны, которые в обиходе и называют «рельсовыми автобусами».
— Очевидно, что для жителей проспекта Строителей это очень привлекательный проект. Но привлечет ли он пассажиров с проспекта Победы?
— В варианте «Арбеково — Пенза-1», конечно, нет. По крайней мере, не в интересных нам масштабах. А вот когда мы организуем полноценный «крест» — тогда однозначно.
Вопрос еще и в работе маршрутного такси. «Газели» должны не ездить через весь город, а взять функцию подвозящего транспорта. Появится у них маршрут от «Самолета» или от улицы Минской до перрона на Тернопольской — и все заработает.
— Вопрос еще и в том, сколько будет стоить проезд.
— Если мы грамотно организуем движение, то пассажиропоток обеспечит хорошую окупаемость. «На коленке» это не сосчитаешь, но я считаю, цена будет даже ниже, чем в обычно городском транспорте.
Одна ветка уходит на север, другая — в Арбеково. До площади Победы сто метров. Здесь могла бы быть пересадочная платформа (вид с моста на улицу Луначарского).
А может, станцию сделать прямо под мостом?
Главное — начать
— Кто станет оператором городского рельсового транспорта?
— Какие у нас варианты? РЖД с их дочками, МУП или частник, да? Для РЖД, мне кажется, это не очень интересно, не их масштабы. Муниципальное предприятие — оно не очень динамичное. Частник взялся бы за работу активно, но ему придется решать слишком много организационных вопросов. Так что, возможно, лучший вариант — совместная собственность всех этих субъектов.
— Юрий Васильевич, вообразим на секунду, что сегодня принято командирское решение: скоростному городскому рельсовому транспорту в Пензе быть. Сколько времени пройдет с этого момента до отправки в рейс первого поезда?
— Меньше, чем ты думаешь, если подойти к работе профессионально. Нужен проект. Но расчеты для проекта все есть, я с коллегами лично работал над ними. Надо только актуализировать их, подставить в формулы свежие цифры. С учетом наработок, которые имеются уже сейчас, проект готов процентов на восемьдесят.
Строительных работ на первых порах тоже относительно немного: оборудование двух-трех станций. А расширять сеть и обустраивать имеющиеся платформы можно уже по ходу дела.
Первые пробные поездки могли бы начаться уже через год — если только никто не будет ставить бюрократических препон.
Пенза-I ждет
Читайте также
О том, как решить проблему Бакунинского моста, нужна ли объездная дорога из Арбеково в Терновку и почему Пенза на самом деле — не зеленый город, читайте в большом интервью «Архитектор Юрий Круглов: «Арбеково построили, а прирост скорости обеспечить забыли».
Как Пенза остановилась в одном шаге от запуска рельсового автобуса — рассказывает статья «Не срослось». Рельсовый автобус до Пензы не доехал».
Еще некоторые факты из истории вопроса — в материале «Пойдёт ли автобус по рельсам?»
Аналитический взгляд на перспективы нового транспорта — в публикации «Дадим рельсовому автобусу новый шанс?»
Источник фото: https://www.kaliningrad.kp.ru/online/news/3338884/ и автора