«Не срослось». Рельсовый автобус до Пензы не доехал
Владислав Беляков
Владислав Беляков
Каких только проектов — вполне себе реальных и совсем уж заоблачных — не предполагалось реализовать в Пензе в XXI веке. К сожалению, многие из них так и остались лишь проектами на бумаге. В новой рубрике «Не срослось» портал «Пенза-Онлайн» напомнит читателям о некоторых из них.



Его звали мечтой


10 лет назад Пенза в очередной раз прощалась с мечтой о скоростном трамвае (рельсовом автобусе), который, по идее, должен был значительно разгрузить общественный транспорт областного центра, а сам город — избавить от пробок.

Начиналось все довольно радужно. В декабре 2005 года жителям Пензы сообщили приятную новость — уже в следующем, 2006 году, они освоят новый вид транспорта. Его полное и официальное название — рельсовый автобус для пассажирских перевозок. Маршрут движения рельсового автобуса, или, как окрестили его чиновники, «железнодорожного такси», на практике уточняла специальная комиссия.

Нас, журналистов, то и дело приглашали на пресс-конференции, на которых рассказывали об этапах реализации перспективного (как не раз подчеркивалось) транспортного проекта. На самом деле, этапов никаких почти и не случилось, но обо всем по порядку.

Для движения рельсового автобуса предполагалось использовать недостаточно загруженный железнодорожный путь, по которому ходят поезда из Пензы в Москву и обратно. В сутки там проходило в то время 6-8 составов (сейчас, наверное, и того меньше). Все остальное время рельсы «простаивали». И этот простой путей предполагалось использовать на полную катушку.

Особенно в часы пик


Конечными остановками наземного метро (еще одно название рельсового автобуса) должны были стать станция Арбеково и Пенза-I. В пути следования новый вид транспорта должен был делать несколько остановок. Предположительно, у магазина «Гранат», на ул. Тернопольской и в районе проспекта Победы. В обеих конечных точках маршрута имелись тупиковые отводные пути, где рельсовый автобус «пережидал» бы, пока направление используется по своему прямому назначению — для регулярных пассажирских поездов.

На первой же пресс-конференции нам показали презентацию проекта. Рассказали, что скорость, с которой будет двигаться рельсовый автобус, — 120 км. в час. Такого значения легко удастся достичь, потому что, в отличие от обычной дороги, на железнодорожном пути не будет ни светофоров, ни пробок. Разумеется, в связи с тем, что по железной дороге следуют и другие поезда, отправляться новый транспорт будет строго по расписанию.

Сообщили и стоимость одного вагона — 34 миллиона рублей. В рельсовом автобусе 78 мест. С учетом стоящих пассажиров вагон может вмещать до 160 человек. Назвали даже примерную стоимость проезда — от 5 до 8 рублей. Рельсовый автобус пообещали пустить в первых месяцах 2006 года.

Первый и последний рейс


Долгожданный рельсовый автобус марки «РА-1» действительно появился на станции Пенза I в начале августа 2006 года. Первыми и единственными пассажирами нового транспорта стали опять мы — журналисты, а также железнодорожное начальство и представители администрации города. Путь от дальнего Арбекова до Пензы I рельсовый автобус проделал за 17 минут. И это с учетом трех остановок в пути по одной минуте каждая!

Местные телеканалы показали бодрые сюжеты о том, что вскоре — не далее, как в начале 2007 года, после всех согласований, проверок и т.д., пензенцы обретут новый вид транспорта. Представители администрации города сообщили, что проезд будет стоить пять с половиной рублей. Дешево и сердито. Правда, на этот раз добавили, что рельсовый автобус будет делать лишь два рейса утром и столько же — вечером. Строго в часы пик. Днем же вагон будет «отдыхать» в отстойнике. Но, в принципе, жителям Пензы и этого было бы достаточно.

Затем история как-то поутихла. Наступил 2007 год, и пресс-конференцию пришлось давать уже железнодорожникам.

— Что там с рельсовым автобусом? — спросили мы у тогдашнего начальника Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги Алексея Антонова.

— Договор был такой, — рассказал он. — Компания «Российские железные дороги» приобретает скоростной автобус и обеспечивает пассажирские перевозки, а муниципалитет оборудует 3-4 остановочные платформы с павильонами и подъездные пути к ним. Со своей стороны мы все сделали. Скоростной автобус купили. Однако, как видите, ни остановок, ни подъездных путей нет.

 В общем, нет платформ — нет и рельсовых автобусов. Жаль. Говорят, что тот рельсовый автобус, купленный в 2006 году для города, не простаивает, а курсирует между двумя райцентрами одной из соседних с нами областей.

Наконец, 15 мая 2015 года на заседании постоянной комиссии Пензенской городской думы заместитель главы администрации города Сергей Симонов неожиданно для всех сообщил, что в концепцию развития городского общественного транспорта в Пензе на 2015-2020 гг. включен вопрос о возможном запуске скоростного… трамвая! Правда, на этот раз не по тем же железнодорожным путям, а вдоль столь же долго и плотно обсуждаемой платной дороги, которая, надеемся, когда-нибудь все же свяжет Арбеково и Терновку…
Источник фото: http://transport-news.ru

Похожие статьи