Валерий Савин: «У главы района обязанностей много, а спросить и рассчитывать он ни на кого не может»
"Пенза-Онлайн"
"Пенза-Онлайн"

На сайте газеты «Улица Московская» появился материал, где Валерий Савин, в прошлом вице-мэр г. Пензы, вице-губернатор и вице-премьер, рассказывает о том, как сегодня стоит соединить положительный опыт организации муниципального хозяйствования 90-х годов с нынешними преимуществами централизации городского управления. Возможно, он покажется интересным читателям и нашего портала.

Записала Екатерина Комовская.

«В органах местного самоуправления я работал с 1993 г. Был период до 2000 г., когда в соответствии с действующим законодательством у нас в Пензе были внутригородские муниципальные образования в виде четырех городских районов. Каждый район имел собственное собрание представителей, всенародно избранного главу администрации района и свой бюджет.

Хорошо это или плохо? С одной стороны, может быть, хорошо. Но, с другой стороны, налицо раздробленность. У нас на одной территории было четыре удельных княжества, а над ними еще и городская администрация.
Приведу пример. У каждого района был свой бюджет и свои возможности. Самым богатым районом в 90-х был Железнодорожный.

Так получилось, что достаточно крупные предприятия в сфере энергетики, бизнес-структуры, устойчиво работающие промышленные предприятия оказались на территории Железнодорожного района. У него был мощный внебюджетный фонд, самый крупный бюджет. Вплоть до того, что городская администрация брала взаймы у Железнодорожного района, чтобы рассчитаться по зарплатам с работниками бюджетной сферы. Потом, конечно, эти деньги возмещали.

Детские музыкальные школы, учреждения соцзащиты финансировались за счет районного бюджета, а образование, в некоторой степени здравоохранение – за счет городского бюджета. В тот период бывало, что зарплату на несколько месяцев задерживали. Руководителям районов приходилось, наряду с банковскими кредитами, еще и занимать деньги друг у друга.

Считаю, что это неправильно, когда один район в городе обладает такими преимуществами, потому что город – единый механизм и он должен быть централизованным. Не должно быть такого, что на одной территории все хорошо, а на другой не так из-за скромных финансовых возможностей. Нет смысла сегодня возвращать то, что было до 2000 г. Кстати, та организация самоуправления приводила и к лишним затратам на проведение выборов, потому что в каждом районе избирались свои депутаты.

Если говорить о структуре самоуправления в сельской местности, сейчас все идет к тому, чтобы сократить количество депутатов сельских поселений. Там на сегодняшний день более 3000 депутатов. Зачастую среди местного населения трудно найти человека, который мог бы стать депутатом комитета местного самоуправления, но нужно, потому что выборы должны быть проведены.

Законодательство будет меняться, и от этой системы, как я понимаю, будут переходить к более централизованной модели. Будет районное собрание представителей, районный бюджет, а поселенческие органы самоуправления выполнили свою миссию, отжили. Если вернуться к городу, думаю, правильно было бы сохранить единый муниципальный организм, но обеспечить районы бюджетом в соответствии с их полномочиями. Это в силах сделать и глава администрации города, и городская дума. Это их право, и они могут этот вопрос решить без дополнительных изменений в законодательстве, уставе. И это нужно делать.

Я был главой двух из районов Пензы и помню, как мы работали с нашими муниципальными предприятиями.
В каждом районе был свой участок Горводоканала. Мы могли решать с начальником этого участка свои локальные проблемы, связанные с авариями, прокладкой сетей. Сейчас, к сожалению, это все утеряно. Мало того, что участков нет. Но и сам Горводоканал оказался немуниципальным предприятием и принадлежит коммерческой структуре.

То, что сегодня губернатор Олег Владимирович Мельниченко предпринимает усилия, чтобы вернуть это предприятие в лоно города, чтобы можно было оказывать влияние на ситуацию с водоснабжением, это правильно. Горводоканал – это малая часть. Было МУП «Зеленое хозяйство». В каждом районе был участок этого МУП. Предприятие отвечало за состояние скверов, зеленых насаждений. Глава района мог самостоятельно с руководителем участка Зеленхоза решать проблемы района: где-то гнилое дерево срубить, где-то озеленить территорию.

Был период, когда в каждом районе работало свое дорожно-эксплуатационное предприятие. Потом их объединили в единое предприятие «Дормост», но сохранили участки в каждом районе. Можно было выполнять работы, связанные с уборкой дорог, с поддержанием их санитарного состояния. То есть глава района мог повлиять на ситуацию с состоянием дорог. Сегодня этого тоже нет. Раньше были муниципальные предприятия по обслуживанию жилого фонда. Ушли в прошлое эти МУП, пришли частные управляющие компании. И у городской, и у районных администраций сегодня нет рычагов воздействия на эти структуры.

Только жилинспекция может на них повлиять. Но не всегда она в состоянии дойти до каждой управляйки и привлечь к ответственности, заставить выполнять обязанности надлежащим образом. Когда эта сфера была в муниципальном управлении, власть решала такие вопросы. Было муниципальное предприятие по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов «Спецавтобаза». Сегодня там частник.

Этот список можно продолжать. Была масса муниципальных структур, которые ушли в частные руки. Утерян огромный пласт муниципальных предприятий, с которыми мог работать глава района. Вот над этим надо подумать: как ситуацию с муниципальными предприятиями возродить. Понимаю, что это работа не одного года. Во многих регионах эти структуры сохранены и успешно работают.

У нас был период, когда считали, что рыночная экономика должна войти в сектор муниципального управления, все было реформировано. Муниципалитету сейчас очень сложно повлиять на ситуацию. Думаю, надо вливать ресурсы в районы. Это в состоянии сделать гордума, бюджет принимают депутаты, здесь должна проявиться воля главы администрации. Надо воссоздавать то, что было эффективным. А то сейчас неизвестно, с кого спросить за несделанное. У главы района обязанностей много, а спросить и рассчитывать он ни на кого не может.

Вопрос городского хозяйства очень сложный. Проще ломать, чем вернуть то, что хорошо работало. Но если есть воля руководства, все должно получиться. Вижу, что сегодня руководство области нацелено на то, чтобы воссоздавать муниципальные структуры. Это видно и по Горводоканалу, и по созданию муниципальной управляющей компании по обслуживанию жилищного фонда.

Решаются вопросы с пополнением подвижного состава общественного транспорта, который был бы в распоряжении муниципалитета. Эти шаги дают уверенность в перспективах развития города.

Районные администрации нужны, потому что это люди, которые работают на конкретной территории, они за нее отвечают, болеют за свой район. Здесь важен дух соревнования. Каждый из районов всегда стремился к лучшим результатам по благоустройству, по оформлению территории к праздникам.

В 90-е годы районы возглавляли опытные руководители Владимир Михайлович Христофоров (Первомайский район), Александр Николаевич Попов (Октябрьский), Владимир Николаевич Анисимов (Ленинский), Василий Кузьмич Бочкарев и Светлана Федоровна Пинишина (Железнодорожный район). Это были люди, которые пользовались авторитетом у населения, у руководства предприятий и региона.

В тот сложный период не прекратило существование ни одно муниципальное предприятие, все они работали.
Рыночная экономика хороша, но в сфере городского хозяйства надо отдавать приоритет муниципальным структурам. Роль района тогда повышается в разы, он может решать насущные для населения вопросы».

Похожие статьи