Чтобы доказать хотя бы одно нарушение, у политической партии должна быть в штабе следственная группа
Мария Сайганова
Мария Сайганова

В регионе завершились выборы губернатора Пензенской области. И хотя официальные итоги подведут только завтра, то, что действующий глава региона остаётся на второй срок, можно воспринимать как свершившийся факт. 

 Совершенно очевидно, что позиция областной избирательной комиссии — признать выборы в Пензенской области легитимными и состоявшимися.       

— Существенных нарушений в регионе не зафиксировано. По каждому сообщению о нарушениях избирком проводил проверки. Нарушений законодательства, которые бы поставили под сомнение волеизъявление граждан или являлось бы основанием для признания итогов недействительным — не было, —  цитирует слова главы облизбиркома Александра Синюкова сайт регионального правительства. 

Однако не все разделяют мнение Александра Андреевича. Координатор «Штаба Навального в Пензе» Антон Струнин считает, что прошедшие выборы сложно назвать таковыми, не используя кавычки. 

— Вот о чём он говорит (Синюков), понимаете, это игра слов. Таких нарушений, что точно всё неправильно, таких доказательств мне никто не предоставил. Но это какие должны быть нарушения? Мы должны видеозаписи со всех участков предоставить? Но то, что не прошиты списки избирателей, явно было сделано не просто так. Это фундамент для того, чтобы подменить и что угодно написать, а делать это можно без камер, ночью, когда нет наблюдателей,— отмечает он.

Конечно, сам факт непрошитых списков на избирательных участках не может считаться поводом для утверждения нелегитимности выборов в регионе в целом, но доверия к этому процессу нет у большого количества людей, добавляет Антон Струнин.  

— Система построена таким образом, что для того, чтобы доказать хотя бы одно правонарушение, тебе нужно иметь у себя в штабе, если ты политический деятель или кандидат, следственную группу, а лучше несколько, — говорит наблюдатель Екатерина Миленькая.  — Но в наших реалиях никто никогда не увидит никаких нарушений. Это совершенно очевидно, ведь все сделано для того, чтобы у политических партий, наблюдателей не оставалось инструментов для того, чтобы доказать свою правоту. 

Надомное голосование — простор для «творчества»  

Как заметили многие независимые наблюдатели, цифры по надомному голосованию просто фантастические, особенно в районах области. На некоторых участках на дому проголосовало больше людей, чем в помещении для голосования. 

— Выездное голосование существует для тех, кто физически не может выйти из дома, не может ни до избирательного участка дойти, ни в магазин, ни погулять по району. Неужели таких людей уже больше, чем здоровых и молодых?, — вопрошает Антон Струнин. — Мы считаем, что списки просто искусственно раздували и вписывали туда всех подряд, чтобы выйти с участка, и в спокойной обстановке, без настоящего обхода квартир, засунуть в урну столько бюллетеней, сколько в списке фамилий.

Координатор движения «Левый фронт» в ПФО Сергей Падалкин в свою очередь сообщил нам, что  явка по отдельным районам, в частности, в Шемышейском, выше 90%.  

— Из 12 тысяч избирателей якобы пришли и проголосовали 11 тысяч. Этого просто не может быть, там людей столько не живёт, — резюмировал он. 

 Анна Очкина: Мы анализируем серьёзность нарушений 

За кандидата от «Справедливой России» Анну Очкину на выборах главы региона по предварительным итогам проголосовали 4,44% пензенских избирателей. Мы узнали у неё,  как она оценивает прошедшие выборы не только в регионе, но и по стране, довольна ли она результатом и всё ли прошло так гладко, как докладывают нам в облизбиркоме. 

— Итог выборов беспрецедентен в стране, поскольку последовательно фиксировались протестные настроения и некоторые недовольства. И при этом партия власти получила потрясающую поддержку, очень высокую. Это настораживает, потому что  в этом году было снижение доходов населения, есть проблемные ожидания, опасения. С моей точки зрения, здесь очень большую лепту внесло досрочное голосование. По Пензенской области 41% избирателей проголосовали 11 и 12 сентября. А всего явка составила 55%. Поэтому по Пензе 11% явка составила вчера. 

По поводу легитимности прошедших выборов в Пензенском регионе, Анна Владимировна ответила так:

— Это очень сложный вопрос, потому что есть такая вещь, как явные нарушения. Мы сейчас как раз выясняем, насколько они были серьёзными. Если есть явные нарушения и их критическое количество, и они зафиксированы для прокуратуры, то тогда выборы можно признать незаконными. Мы можем предполагать, что было некое давление на избирателей, принуждение, манипулирование голосами. Но этот вопрос надо хорошо изучить, прежде чем такое серьёзное заявление делать. Если выявим правового характера нарушения, то, безусловно, мы будем настаивать на их незаконности.  Хотя, я подозреваю, что таких больших правовых ляпов мы не найдём.  

 

Как отмечают федеральные тг-каналы, региональные выборы давно уже превратились в административно-властную процедуру, результаты которой всё менее достоверны в восприятии общества. Главный урон в том, что система самоуничтожает свой лояльный электорат. Нелояльный электорат системой просто игнорируется. Как следствие, каждые выборы обходятся системе всё более затратно. Искренних лоялистов всё меньше, а процент проголосовавших «за» губернатора — всё выше.

Результат в виде «полугубернаторов» с утраченной лояльностью закономерен. Отмена выборов и прямое назначение губернаторов напрашиваются сами собой, но это шаг на пути к федеральному кризису власти.

Похожие статьи