Сколько детей надо пензенцу? Беседа с Еленой Столяровой о многодетных семьях. Часть 1
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
Недавно в гостях у нашей редакции побывала Елена Алексеевна Столярова, уполномоченный по правам ребенка в Пензенской области. Мы пригласили Елену Алексеевну, чтобы поговорить о многодетных семьях. Беседа началась с данных статистики, а закончилась личными историями пензенцев, иногда пугающими, но чаще ― счастливыми…



― Елена Алексеевна, многодетные семьи ― распространенное явление в нашем регионе?

― На начало 2018 года у нас насчитывалось 8 382 многодетные семьи. Разумеется, в этом расчете учитываются несовершеннолетние дети. За последние три года статистика положительная. Число многодетных семей увеличивается примерно на 400 в год. К концу 2015 года их было 7 454, на конец 2016 ― 7 854, цифру, сложившуюся на рубеже 2017 и 2018, я озвучила.

― А восемь тысяч ― это много или мало?

― Это, конечно, немного. Разумеется, у государства есть понимание о том, какой статистики нам надо достичь ― учитывая сложившиеся демографические закономерности. В 90-е годы был провал по количеству рожденных детей, и сейчас, 20 лет спустя, очевидно, у нас уменьшилось и количество потенциальных матерей, в первую очередь, первородящих. И здесь «прийти на помощь» могут как раз женщины, готовые завести второго, третьего, четвертого ребенка.

Сейчас первых и вторых детей рождается примерно одинаково. Но для простого воспроизводства необходимо хотя бы 2,7 ребенка на женщину. Поэтому 3 детей ― это не идеал, а необходимый государству минимум.

― Но три ребенка ― явно не предел.

― «Очень многодетные семьи» есть, но явление это, разумеется, нечастое. На вскидку могу сказать, что перед моим приходом на должность уполномоченного по правам ребенка семей, где было более 10 детей, в области насчитывалось в пределах семи.

― Сегодня много говорятся о пропаганде многодетности. Как соотносятся сейчас популяризация и конкретная поддержка?

― Популяризация, «мода» ― я не очень приемлю сами эти термины. Как можно объявить моду на многодетную семью? Это должно быть осознанным выбором родителей, а не модой. Так что если государство оперирует только дополнительными выплатами за рождение детей, мы рискуем создать ситуацию, когда ребенок воспринимается как инструмент, который приносит дополнительный доход. Задача же состоит в другом ― чтобы семья выполняла все свои функции как социальный институт.

2018-2027 годы объявлены в России «десятилетием детства». Думаю, это знак, что мы можем ждать дальнейшего роста размеров пособий и других видов материальной помощи. Но важнее ― обеспечить родителям возможность самим работать и достойно зарабатывать. А для этого нужна инфраструктура.

― Какие конкретные меры могли бы помочь?

― Начать хотя бы с доступности дошкольных учреждений. В Пензенской области до конца 2020 года будет полностью решен вопрос по яслям. А в детских садах число мест уже сейчас соответствует количеству детей от 3 до 7 лет. Отложенной очереди как таковой сегодня нет, она возникает только из-за территориальных вопросов: например, родителям из Арбеково неудобно возить детей в Терновку, и они ждут, когда освободится местечко поближе.

Необходимо обеспечить возможность развивать своих детей, бесплатные учреждения дополнительного образования. Не каждый родитель может позволить себе купит ребенку хоккейную форму, экипировку для стрельбы из лука или хороший музыкальный инструмент. Может, лучше не отдельным семьям давать деньги, а обеспечить кружки и секции достаточным количеством необходимого инвентаря. А семьям предоставлять льготы на обучение там.

Поддержка может быть материальной, но ― предметной. Например, в Земетчино живет семья, в которой 7 детей. Чтобы попасть на какое-либо мероприятие, им нужно обеспечить проезд девяти человек. Таких семей немного, и их нужды можно рассматривать индивидуально. Конкретно этой семье можно было бы помочь в приобретении подходящего им транспортного средства.

И еще очень важно обеспечить родителям возможность отдыха. Может быть, привлечь волонтерские организации. Многодетная мать ― это работа, от которой человек также устает, может стать нервным, раздражительным. Чтобы этого не было, женщине надо дать возможность сходить наконцерт, посетить какое-то мероприятия, да даже просто пообщаться с друзьями. Чтобы она всей душой отдавалась и воспитанию, и собственному развитию.

― Елена Алексеевна, а с какими проблемами Вы как уполномоченный по правам ребенка сталкиваетесь чаще всего в своей практике?

― В прошлом году мне поступило 862 обращения (не только по многодетным семьям, а всего). Не все они напрямую связаны именно с нарушением прав. Были и такие, где мы, оперативно среагировав, смогли возможные нарушения предотвратить.

Некоторые склонны находить связь между «многодетной семьей» и «неблагополучной семьей». Это не так, я категорически против такого подхода. Да, у нас имели место такие случаи: в Пензе имело место лишениеродительских прав в семьес шестью детьми, а в Мокшане права отобрали у мамы четверых детей. Но это отдельные случаи, они не выбиваются из общей статистики.

Проблемы же могут быть везде. Недавно произошел просто дикий случай. Полная семья с одним ребенком, муж работает в правоохранительных органах, жена продавец в магазине. Из-за скандалов с мужем ― хотя сложно представить, какие должны быть скандалы ― эта женщина ударила дочь ногой в живот. В результате у девочки возрастом 2 года 10 месяцев произошел разрыв тонкого кишечника и селезенки. К счастью, ее удалось спасти, но ребенок до сих пор в больнице.

Продолжение следует…

Похожие статьи