Модель НЭП 2.0 и цифровая трансформация как условие её успеха
Ирина Балахонова
Ирина Балахонова

 Балахонова И.В.

Процесс доминирования коллективной системы ценности над индивидуальной  предлагается проходить в рамках переходной модели новой экономической политики (НЭП 2.0), которая представляет собой нечто среднее между либеральной моделью и моделью СССР 2.0. Модель НЭП 2.0 похожа на мобилизацию экономики России в 1916 году или мобилизационную экономику в Израиле в настоящее время, чем на НЭП в период СССР.

Модель НЭП 2.0, с точки зрения результатов новой индустриализации, на краткосрочном отрезке времени менее эффективна, чем модель СССР 2.0. Однако реализация модели НЭП 2.0 позволит сохранить разнообразие России как системы, что в долгосрочной перспективе даст большой эффект для развития страны. НЭП 2.0 имеет наибольшую вероятность стать новой экономической моделью для России. Это диктуется не экономической целесообразностью, а социальным развитием общества в нашей стране.

При переходе России на модель НЭП 2.0 некоторые политологи и экономисты (например, Азуан А.В.) прогнозируют:

  • Инфляцию в год 3-6%;
  • Развитие параллельного импорта, когда только малый и средний бизнес в состоянии маневрировать среди западных санкций;
  • Практически весь товарный дефицит, вызванный санкциями, будет закрываться, но по соотношению цена/качество будет хуже того, что было до жестких западных санкций;
  • Увеличение валового внутреннего продукта (ВВП) в год не более чем на 1-2%. Прогресса данного показателя не будет до тех пор пока заработает реальное производство средств производства в России;
  • В рыночной части экономики будет работать ценовой регулятор (1-й контур), а в мобилизованной части – директивный регулятор (2-й контур экономики);
  • В регулировании деятельности малого и среднего бизнеса (в первую очередь участвующего в параллельном импорте) будет активно происходить либерализация, что даст большой импульс развития малого и среднего бизнеса в России;
  • Государство будет осуществлять жесткий контроль за ценами товаров и услуг большого бизнеса, вводить жесткие методы корректировки этого бизнеса;
  • Военно-промышленный комплекс (ВПК) будет являться локомотивом развития экономики России, в этом секторе рост достигнет 15-20% в год;
  • Будет введена золотая конвертируемость рубля (скорее всего будет введен золотой червонец, курс рубля будет колебаться в районе от 70 до 80 рублей за червонец).
  • Приверженцы модели СССР 2.0 выступают с жесткой критикой модели НЭП 2.0:
  • Новая экономическая политика (НЭП), реализуемая в России  с 1921 по 1928 годы, только стабилизировала экономику страны, вернув её в состояние 1913 года. НЭП не дала импульс как для новой индустриализации, так и для выхода промышленности СССР на  уровень  4-го технологического уклада;
  • НЭП, реализуемая в СССР с 1965 по 1970 годы (реформа Косыгина-Либермана), дала только краткосрочные результаты, и не дала импульс как для новой индустриализации, так и для выхода промышленности СССР на уровень 5-го технологического уклада;
  • Реализации в России модели НЭП 2.0 является движением по пути реформ типа реформы Косыгина-Либермана (в текущих условиях), и гарантирует попадание страны в петлю истории. При НЭП 2.0 не произойдет перехода на уровень 6-го технологического уклада. Будет консервация технологического отставания России от Запада;
  • В условиях специальной военной операции (СВО), когда нашей армии ежемесячно требуется свыше 100 новых танков, необходимо увеличить в 5-10 раз производство сверхновых танков (как в условиях великой отечественной войны), что возможно сделать за короткий срок только при модели СССР 2.0.

Отметим, что вышеописанные новые экономические политики (НЭП) СССР не будут использоваться при переходе России на модель НЭП 2.0. Россия пойдет другим путем. Для ответа на новые вызовы и угрозы Россия будет использовать военный гос. капитализм (пример из истории - время I-й мировой войны). Приведу историческую справку по военному гос. капитализму (на основе анализа работы Фурсова А.B.  «Февраль 1917-го – это заговор против русской истории, который сорвали большевики»):

Россия вступила в I-ю мировую войну на восходящей волне капитализма (рост ВВП на 7% в 1913 году, доля России во всемирном валовом продукте 7,4%). Россия к 1914 году накопила военно-материальные запасы на 6 месяцев активных боевых действий. Однако у Империи было много пробелов в отечественной промышленности (в производстве боеприпасов, тяжелой артиллерии, винтовок и пулеметов, автомобилей и т.д.);

В 1913 году главным торговым партнером России была Германия (30% российского экспорта и почти 50% импорта, в т.ч. продукция химической промышленности). Война разрушила большинство привычных международных цепочек поставок;

В первой половине 1915 года запасы снарядов кончились, а война продолжалась. Из-за снарядного голода в 1915 году наступила полоса поражений Российской армии. Тогдашнее правительство России обратилось к отечественным капиталистам, чтобы те на своих предприятиях наладили производство военной продукции. Капиталисты откликнулись, но на военную продукцию некоторые их них ставили уровень рентабельности до 100% (например, отечественный пулемет иногда стоил в 3 раз дороже, чем аналогичное изделие, закупаемое в США). Несмотря на то, что бюджет страны в 1915 году вырос в 4 раза по сравнению с 1894 г., бюджетных денег на войну стало катастрофически не хватать;

Тогда правительство России ввело военную приемку на частных заводах, выполняющих оборонный заказ (военная приемка начала контролировать себестоимость военной продукции). Начали снижать норму прибыли для частных заводов со 100% до 10%. Внедрялась капиталистическая кооперация и цепочки поставок. Например, организация (по производству снарядов) Ванкова  объединила 500 частных и 1 казенный завод. Данная организация в 1917 году выпускала почти 50% снарядов. Также необходимо отметить химический комитет под руководством В.Н. Ипатьева, который участвовал в создании российской химической промышленности с нуля. Проблема снарядного голода была решена в 1916 году. В том же году русская армия начала одерживать победы;

Однако из-за отсутствия мобилизации «мягкой силы» в 1917 году произошел февральский майдан, который финансировали англосаксы (они хотели вывести Россию из числа победителей в 1-й мировой войне) и московские капиталисты (которые были недовольны снижением своей нормы прибыли от военных заказов).

Как в 1917 году, так и в настоящее время Запад пытается убрать символ великой России в лице нашего верховного главнокомандующего.  Запад пытается всеми правдами и неправдами добиться массовых протестов против главнокомандующего. Крайнюю точку развития этих событий мы изучали на уроках истории, которые подтверждают то, что:

либеральная модель в условиях военного времени не приемлема для России;

недопустима дискредитация как главнокомандующего, так и армии;

в условиях военного времени Россия может успешно проводить мобилизацию экономики, не разрушая рыночные механизмы, наращивая выпуск военной продукции в 10 раз по сравнению с начальным этапом войны.

НЭП 2.0 представляет собой гибрид рыночных и мобилизационных механизмов.  В НЭП 2.0 мобилизационные механизмы затронут только 20% экономики (ВПК, микроэлектронику, ТЭК, авиапром и другие стратегически важные отрасли), для которых будут работать контрольные гос. органы (ГОСПРИЕМКА, ГОСПЛАН, ГОССНАБ). Механизмы мобилизационной экономикой вводятся, если:

1. Есть наличие угрозы существованию российского общества как целостной системы и её осознание руководителями государства;

2. Есть постановка руководителями государства цели, заключающейся в устранении этой угрозы или противодействие ей;

3. Разработан гос.план или программа достижения поставленной цели;

4. Организованы соответствующими гос. органами действия по мобилизации ресурсов страны, необходимые для выполнения плана или программы.

Основными принципами мобилизационной экономики являются:

  • Принцип главного звена в экономической системе страны;
  • Принцип достижения цели любой ценой (в т.ч.  использование неэкономических методов);
  • Принцип командности (когда все субъекты мобилизованного сектора экономики представляют собой единую команду, совместно решающую общую задачу);
  • Принцип дискретности (когда мобилизация вводится на ограниченный период – 7-8 лет, не более);
  • Принцип сознательности, что означает идеологическое обеспечение необходимости мобилизации и связанных с ней жертв ради противодействия внешним угрозам.

При развертывании мобилизационной экономики особая роль отводится цифровизации, которая позволит соединить в инфосеть контрольные гос.органы и мобилизованные предприятия. В СССР подобный проект пытался реализовать академик Глушков В.М. на базе ОГАС (общегосударственной автоматизированной системы учета и обработки информации). Главной задачей цифровизации является обеспечение качественного, оперативного объемно-календарного территориально-отраслевого планирования в мобилизованных звеньях экономики России (от Госплана до цехов на промышленных предприятиях в мобилизованных отраслях экономики России).

Дорожная карта мобилизации отдельных секторов экономики России в рамках НЭП 2.0:

1). Вводятся элементы мобилизационной экономики, где первоначальная задача будет сводиться к налаживанию гос. контроля на базе информационных технологий, в результате которого произойдет консолидация данных отдельных предприятий на центральных серверах ГОСКОНТРОЛЯ.

2). После чего ГОСПЛАН получит информационную платформу для детального планирования распределения материальных и производственных ресурсов в разрезе каждого субъекта (отдельных предприятий и цехов на данных предприятиях). Далее  будет происходить формирование гос. планов, как по закупке комплектующих и материалов, так и по производству изделий, блоков, деталей.

3)Следующим шагом будет создание ГОССНАБА для обеспечения предприятий мобилизационного сектора экономики  основными комплектующими и материалами через специализированные логистические центры и сервисы. Это – наиболее капиталоемкий и сложный шаг развертывания мобилизационной экономики. В условиях параллельного импорта ГОССНАБ должен возглавить сеть, состоящую из малых и средних логистических предприятий. В условиях сохранения рыночных механизмов в России возглавить ГОССНАБ должен российский предприниматель с большой буквы, как например, Путилов (лидер времен крымской войны).

Основой успеха НЭП 2.0 является цифровая трансформация. Например, по итогам цифровой трансформации одного среднего российского промышленного предприятия производительность увеличивается в среднем на 72%. Тогда в масштабах всей страны рост ВВП на 15% в год - решаемая задача. При этом малые и средние предприятия очень хорошо будут вписываться в экономическую модель НЭП 2.0. Тогда как модель СССР 2.0 предусматривает укрупнение экономических субъектов (т.е. нацелена на ликвидацию малых и средних предприятий), что с одной стороны ведет к уменьшению затрат на цифровую трансформацию процессов за счет экономии на масштабах.

Но с другой стороны, такое укрупнение снижает устойчивость системы к «черным лебедям». Например, работает крупный метизный завод, обеспечивающий всех качественной и дешевой продукцией. Если данный завод остановился на несколько месяцев, то в модели СССР 2.0 сотни промышленных предприятий сорвут гос.заказы. Тогда как в модели НЭП 2.0 найдутся десятки малых и средних предприятий, которые за считанные недели перестроятся и обеспечат более крупные сборочные заводы метизами (которые поднимут в цене). Гос.заказы не будут сорваны. Дефицита не будет.

В следующей статье автором будут рассмотрены основные идеи в мире, используемые для построения будущей экономической системы в отдельных регионах мира при входе в 6-й технологический уклад.

Источник фото: pnzreg.ru

Похожие статьи