«По просьбе венгерского правительства…». История советской военной помощи в десяти абзацах
Введение войск ОДКБ в Казахстан — далеко не первый (и, скорее всего, не последний) случай, когда СССР и его преемница Россия оказывали военную помощь «братскому народу», разумеется, всегда по его, народа, просьбе. Традиция эта идёт от Николая Первого, но, чтобы не слишком погрязать в истории, вспомним только подобные случаи за последнее столетие. Не будем разбирать кейсы Грузии 2008 года, Донбасса в 2014 и Сирии в 2015 — чересчур свежи эти раны, а многие ещё не затянулись. Это дело историков ближайшего будущего.
1929 год. Афганистан
В начале 1929 года официальный правитель Афганистана Аманулла-хан отрёкся от престола и бежал из Кабула в Кандагар. Его место занял Хабибулла, религиозный лидер, который требовал вернуть афганские порядки к жестким нормам шариата (что-то вроде современного талибана). Новая власть начала погромы школ, фабрик, радиостанций и «всего, что извращает разум мусульманина». Советская власть заигрывала с Амануллой-ханом ещё с 1923 года (то безвозмездно передавала ему пушки и аэропланы, то предоставляла авиаинструкторов) и поэтому сочла нужным вмешаться в ситуацию. Тем более, что об этом попросил посол Афганистана в Москве генерал Наби-Хан. Вступившие на территорию Афганистана «ихтамнеты» из СССР прибегли к наивным хитростям, которые не могли обмануть и младенца: взяли для себя азиатские имена, а своего командира Виталия Примакова нарекли турецким офицером Рагиб-беем. За пару недель контингент взял города Ханабад и Мазари-Шариф, причём, забыв о конспирации, шёл в атаку с русским «ура!»
За месяц с небольшим Примаков сотоварищи перебили несколько тысяч афганцев и добились того, что афганские старейшины приняли постановление: «В связи с нападением русских на Мазари-Шариф и Катаган и вступлением их войск в те районы, все жители Афганистана должны прекратить гражданскую войну и встать на защиту от нападения русских».
Трудно сказать, как развернулись бы события дальше, но 22 мая Аманулла-хан внезапно прекратил борьбу за власть и со всей казной сбежал в Индию. В этих условиях какие-либо легитимные основания для нахождения в Афганистане русских исчезли — отряд вынужден был спешно ретироваться через границу.
1939 год. Финляндия
30 ноября 1939 СССР, взбешённый отказом Финляндии от территориальных уступок, вторгается на Карельский перешеек и заодно начинает бомбежки Хельсинки. Чтобы придать этому бандитизму хоть какой-то законный вид, уже на следующий день объявлено о формировании Финляндской Демократической Республики со столицей в городе Териоки. Возглавил «республику» предатель своего народа коммунист Отто Куусинен. Советы объявили ФДР единственным законным правительством и поспешили раструбить по всему миру, что буржуазное правительство уже бежало в Париж (что являлось абсолютной клеветой). Само же вторжение подавалось как «помощь угнетённым финским рабочим», уровень жизни которых был в несколько раз выше, чему у советских пролетариев. Легкой прогулки из финской кампании не получилось — число убитых и раненых с советской стороны (по разным оценкам), достигло полумиллиона человек. После заключения мирного договора с финским правительством (тем самым, которое «бежало в Париж») «Финляндская Демократическая Республика» исчезла столь же быстро, как и появилась.
1956 год. Венгрия
В июле 1956 года после ожесточенной внутрипартийной борьбы с поста первого секретаря Венгерской Партии Труда был устранён отъявленный сталинист Матьяш Ракоши — его место занял Эрне Гере, а затем либерал Имре Надь. Это вдохновило студентов и творческую интеллигенцию: они выдвинули 16 требований — суды над организаторами коммунистических репрессий, снос памятников Сталину, вывод советских войск и т. д. Тогдашний посол в Венгрии Юрий Андропов в ужасе отбивает телеграмму на родину: дескать, нужно немедленное вмешательство Советской Армии. Тем временем повстанцы уже захватывают оружие на складах и казнят первых сотрудников венгерской госбезопасности. Но уже через сутки в Будапешт входят 6 000 военнослужащих СА, 290 танков и 120 БТР. Разумеется, опять по просьбе венгерских трудящихся, которую озвучил премьер-министр Венгрии Андраш Хегедюш. Гремят уличные бои, счёт убитым идёт уже на сотни. Через четыре дня, однако, Имре Надь объявляет протестующим: госбезопасность и Партия труда упразднены, советские войска из Венгрии выводятся (и действительно, танки на время уходят из Будапешта), сдавшимся инсургентам обещана амнистия. Революция, кажется, победила, но спустя 48 часов Хрущев выступает с заявлением, что уйти из Венгрии — это отдать ее на откуп американским и британским империалистам. Так разоблачитель сталинских зверств сам становится палачом. Советские танки возвращаются и к 8 ноября громят Будапешт до основания (к счастью, безумная идея бомбардировки города с воздуха была отменена в последний момент, самолёты Ту-4 развернули уже в воздухе — иначе от дунайской жемчужины вообще мало бы что осталось). Результат — ровно 3 000 погибших венгров, Имре Надь и министр обороны Петер Малетер повешены, в венгерском обществе на много лет восторжествовал прочный антисоветский настрой (так, в декабре 1956 советские и венгерские ватерполисты на глазах у тысяч зрителей избили друг друга в кровь во время олимпиады в Мельбурне).
1968 год. Чехословакия
Начало событий в Чехословакии до боли напоминает венгерские: та же замена сталиниста Антонина Новотного на прогрессивного Александра Дубчека, смягчение цензуры, многочисленные студенческие собрания. Но правду сказать, чехословаки были настроены куда более миролюбиво: они предлагали сохранить коммунистов у руля, добавив немного плюрализма в общественную жизнь. Но и это показалось «старшим братьям» покушением на социалистические устои. «Чехословакия может превратиться во вторую Югославию, а потом и в Австрию», — панически сообщали Брежневу советские партийные бонзы.
Вольница просуществовала меньше восьми месяцев и закончилась операцией «Дунай» — высадкой советских войск на аэродроме Рузине в Праге. Тут уже обошлось без всяких «просьб чехословацкого правительства»: Дубчека в Москве силой заставили подписать «Программу выхода из кризисной ситуации», подразумевавшую советское военное участие. И снова кровь: около 500 убитых и раненых чехов и словаков. События 1968 года считаются концом хрущёвской «оттепели» — становится ясно, что никакого социализма с человеческим лицом не будет. В январе 1969 финальной печальной нотой «пражской весны» стало самосожжение двадцатилетнего чешского студента Яна Палаха, «факела номер 1», как он сам себя назвал в предсмертной записке.
1979 год. Снова Афганистан
Спустя ровно полвека СССР опять наступает на афганские грабли: убив неугодного лидера Амина (считалось, что он поддерживает связь с ЦРУ) и посадив на его место марионетку Бабрака Кармаля, Союз на долгие девять лет завязает в междуусобных исламских разборках. Потери — пятнадцать тысяч военнослужащих, вторая цена вторжения — бойкот Московской Олимпиады и экономическое эмбарго со стороны Запада. Афганская кампания, догостоящая и позорная, станет одной из основных причин развала СССР.
1991 год. Вильнюс
Одна из последних, лихорадочных попыток спасти «Союз нерушимый» — переброска спецподразделений КГБ «Альфа» в Литву, объявившую о своей независимости ещё весной 1990 года. 10 января 1991 Горбачев требует восстановить в республике действие Конституции СССР. На следующий день советские части занимают в Вильнюсе Дом печати и некоторые другие объекты, а второй секретарь промосковской компартии Юозас Ермалавичюс заявляет о создании Комитета национального спасения, который провозглашен в Литве единственным легитимным органом власти. Кто, кроме него самого и его шефа входит в число спасателей, коммунист сообщить отказывается. Верховный Совет Литвы и местные СМИ называют это началом мятежа, призывая население к защите государственности. Вокруг парламентского комплекса строят баррикады, народ собирается у многих общественных зданий — чтоб не допустить их захвата. Вечером 13 января спецназ штурмует студию телевидения в центре Вильнюса. Толпа, стоявшая у входа, разогнана ударами прикладов, внутренняя охрана смята. Литовское ТВ вещает до тех пор, пока бойцы не врываются в студию прямого эфира к ведущей Эгле Бучелите. К телебашне в районе новостроек движется бронетехника. Ей наперерез бегут жители окрестных домов. В столкновении убито 14 человек. Через неделю подобные события повторяются в Риге. Это становится катализатором окончательного распада империи: в феврале 90% литовцев голосуют за выход из СССР.
… Как видим, все попытки Советского Союза «заставить полюбить себя силой» окончились ничем. В Афганистане снова торжествуют средневековые порядки. Чехия, Словакия, Венгрия, Литва уже давно в НАТО — кто 17 лет, кто 23. Финляндия много лет соблюдала нейтралитет, но несколько дней назад тоже заговорила о возможном вступлении в альянс. Что принесёт казахам российская военная «помощь»? Время покажет это совсем скоро.