Лекция помощника Председателя Госдумы о стратегиях, которых нет, и переменах, которые не происходят
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
В прошедший понедельник в 1-ом корпусе ПГУ состоялась лекция Алексея Викторовича Чадаева — советника председателя Госдумы Вячеслава Володина. За оптимистичными рассуждениями лектора скрывались невеселые выводы слушателей.



«Я не стану говорить вам о цели нашего собрания — она вам известна. Цель святая»

Правящая партия, похоже, прониклась очарованием подпольной борьбы и решила взять ее на свое вооружение. В информационных сообщениях предстоящее событие фигурировало то просто как «Публичная лекция Алексея Чадаева», то как лекция на тему «От стабильности к развитию».

Но с началом своего выступления лектор решил расставить точки над i: 

— Тема лекции, с которой я приехал, «Путинская Россия: прошлое, настоящее и будущее», — сказал он, уточнив попутно, что это третье его выступление из большого цикла, начало которому уже было положено в Тамбове и Волгограде.

Не только оппозиция, но и партия власти уделяет большое внимание работе с молодежью. Есть только два принципиальных отличия:

А) Первые проводят свои встречи рядом с учебными заведениями, а вторые — в их стенах.

Б) К первым учащиеся заглядывают, движимые собственным интересом, а ко вторым — по рекомендации свыше (от студентов слышал).

В итоге, зал был занят практически полностью. Но вопросы из аудитории по окончании лекции звучали, в основном, из уст представителей СМИ и малого бизнеса, со стороны студентов же прозвучала лишь пара вопросов.

Сдержанный интерес со стороны учащихся, в принципе, можно понять. Почему — читаем ниже.

Краткое содержание

Собственно лекция длилась около часа и оказалась не такой информативной, как можно было бы предположить. Началась она с разбора понятий вроде «стратегия» и «проект», а затем перешла к историческому экскурсу по стратегическому государственному планированию в новейшей истории России.  То есть все то, о чем обычно и  рассказывают на парах студентам экономических и управленческих специальностей. 


Вместо лекции – на лекцию

Основным рефреном звучала мысль о том, что стратегией как инструментом управления в РФ пользоваться пока не научились, и что для этого нужно ждать обновления кадров.

Наибольший интерес у публики вызвала часть лекции, посвященная эволюции взглядов на соотношение полномочий исполнительной и законодательной власти. Алексей Чадаев выстроил следующую временную модель.

В 90-е годы россияне привыкли воспринимать Думу как некий балласт, вечную оппозицию, мешающую работе прочих государственных органов. Это привело к появлению политического феномена «Единой России»: незатейливый тезис о полной поддержке всех предложений популярного президента пришелся по вкусу большей части электората. Довольно быстро большая часть законов полностью конструировалась в подразделениях федеральных министерств, а голосование в Госдуме происходило по схеме: «Законопроект такой-то. Рекомендован Правительством РФ. Кто «за»? Принято».

И здесь Алексей Чадаев озвучил самую интересную мысль своего выступления. В последние годы в Администрации Президента сформировалось понимание, что такая ситуация ведет к падению эффективности работы внутри самих министерств и ведомств. Поэтому было решено, с одной стороны, расширить полномочия представительных органов в части контроля за работой исполнительных органов — на всех трех уровнях власти. А во-вторых, упрочнить связь между депутатом и избирателем.

По аудитории пробежал недоверчивый шепот.

В лучших традициях

Ответы лектора на вопросы аудитории были в лучших традициях «прямых линий». То есть строились они примерно по следующей схеме:

1.     Спасибо, это очень хороший вопрос (опционно: нет, все совсем не так)

2.     3-4 минуты на тему «да, я знаком с этим вопросом, я его касался несколько лет назад»

3.     Собственно, содержательная часть ответа, выстроенная в духе «Я умираю с голоду, что мне делать?» — «Хм… Вам надо поесть!»

4.     Резюме: да все, в общем-то, хорошо, вы сами все накручиваете.

Так, например, на вопрос, собирается ли государство ограничивать засилье сетевиков, помощник спикера Думы ответил, что местным предпринимателям надо объединяться в кооперативы и использовать близость к потребителю для продвижения своих товаров.


Алексей Чадаев умеет отвечать на сложные вопросы

Но работала эта схема не всегда. Вопрос об усилении представительных органов и, особенно, о связи депутатов с населением, вызвал ответную реакцию в зале. Алексею Чаадаеву указали на сверхабсолютное большинство единоросов в недавно избранной Госдуме и в региональных парламентах. На неэффективность праймериз как последних избирательных кампаний, так и текущего электорального цикла. На ложность тезиса об активной работе кандидатов в депутаты с местным населением.

Из всего этого следовал вопрос, следует ли расценивать сложившуюся ситуацию как невыполнение президентских замыслов «сотрудниками на местах» или как недостаточную проработку самого плана усиления парламента.

Гость из столицы как участник избирательной кампании ЕР заверил, что результаты сентябрьских выборов 2016 года стали неожиданностью даже для самих единоросов, и что в определенный момент была велика вероятность провала, во многом за счет  действий кандидатов-одномандатников от других партий. В качестве примера он привел «нашего» Леонида Левина, отметив, что за счет его активной работы результаты федерального списка «Единой России» в этом округе также были невысоки. Оставим корректность этого примера на совести лектора.

Подводя резюме сему вопросу, Алексей Чадаев сказал, что не стоит ожидать, что мы увидим изменения сразу: «Провести реформу означает не только принять закон, но и научить людей жить по нему». Для каждого решения есть свой временной лаг. Но конкретных сроков не назвал. Равно как и не озвучил убедительных примеров того, что народные избранники будут избираться самим народом и получат некую власть над работниками министерств и ведомств.


P.S. Табуированное имя

Маленький любопытный факт напоследок. В разговорах о «Единой России» речь неизбежно зашла о Том, Кого Нельзя Называть. Оказывается, имя антагониста Всея Руси не произносится даже такими высокими чинами, как помощник четвертого должностного лица государственной иерархии. Точнее, имя-то произносится, не произносится фамилия. Поэтому не все в зале даже сразу поняли, о каком таком «Алексее» говорит лектор. Так что следите за речью. 

 

Источник фото: фото автора и https://vk.com/

Похожие статьи