Как сокращать чиновников грамотно
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
Страна, а вслед за ней и Пенза уже несколько лет держат курс на сокращение числа государственных и муниципальных служащих. К каким-либо решительным прорывам это пока не привело. Что же делается не так?



Не все знают, что слово «бюрократия» не всегда имеет негативный оттенок. Так, выдающийся немецкий социолог Макс Вебер столетие назад разработал концепцию «идеальной бюрократии». Этим термином он обозначал систему государственного управления, в которой каждый элемент, служащий, подразделение максимально эффективно выполняют свои функции за счет строгой регламентации полномочий, структуры управления, порядка занятия должностей.

Строго говоря, современная модель государственного и муниципального управления в России формально соответствует идеям Вебера по многим пунктам. Но идеальной нашу бюрократию назвать язык не поворачивается. Да и теория управления за прошедшую сотню лет ушла далеко вперед. Появились школа человеческих отношений, технократические концепции.

  В общем, есть, куда расти. Лучший показатель эффективности муниципальных и региональных властей — уровень жизни населения и благоустроенность территории, а значит, до совершенства мы ещё далеки.

Игры с цифрами


Есть два пути развития: интенсивный и экстенсивный. Допустим, у вас есть 6 соток земли, и вы выращиваете на них картошку. В новом сезоне вы захотели повысить свой урожай. Если вы купите соседние 6 соток и получите в два раза больше урожая — это путь экстенсивный. Он не сопряжен с качественными изменениями в работе. А вот если вы начали использовать современную сельхозтехнику, закупили качественные удобрения, и собрали двойной урожай с прежней площади, то это уже путь интенсивный. Правильный.

До определенного момента в стране и регионе штат чиновников имел тенденцию к росту. Потом стало ясно, что скоро польется через край, и Президент стал периодически давать распоряжения о снижении числа госслужащих. К Пензенской области в этом отношении не придраться. Вот статистика последних лет:



Вопрос: сокращенные кадры, видимо выполняли какую-то трудовую деятельность? Чем покрывались возникшие лакуны? Интенсивный принцип развития подсказывает, что решение кроется в переводе на электронный документооборот, в сокращении объема отчетности, в программах повышения квалификации кадров. Увы, экстенсивный путь оказался более привлекательным для руководителей. Первым следствием сокращения стало пропорциональное увеличение нагрузки на оставшийся персонал. Шутка ли, некоторые структуры города и области сегодня укомплектованы едва ли на треть от прежних норм.

Росстат, кстати, сообщает, что процент укомплектованности органов служащими в нашем регионе составляет 94%. Вспоминается старая бухгалтерская присказка: главное — не сколько заработал, а как подсчитал.

Новый виток сокращений, старт которому дан с начала 2017 года строится по принципу изменения статуса служащих. Широкий пласт низовых должностей будет переведен из статуса госслужбы в разряд работающих по контракту. Что освободит работодателя от выплаты массы надбавок, квартальных премий и т.п. Чувствуете логику?

Хирургическое вмешательство

А что на практике? А на практике мы наоборот видим ощутимые разрывы в зонах ответственности чиновников. Не раз звучали, например, предложения о введении должностей главного энергетика города и региона (а чиновник верхнего звена — это, неизбежно, еще штат помощников в нагрузку). Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда в очередной проблеме, недоработке, аварии никто оказывался не виноват. Многие из нас неделями ждали решения своих вопросов, зависших между этажами и кабинетами ведомств.

Налицо противоречие. С функциями своими чиновничий аппарат справляется недостаточно хорошо, а штат имеет тенденцию к сокращению.

На наш взгляд решение проблемы лежит в нескольких плоскостях.

1) Сокращение избыточных функций государственного аппарата. Государство тем свободнее, чем меньше оно лезет в жизнь граждан. Контрольно-надзорная деятельность не может быть самоцелью, она должна существовать лишь в силу необходимости. Но вот, пожалуйста, один бюджетник наведывается с ревизией к другому бюджетнику с тем, чтобы обнаружить нарушение заведомо невыполнимых требований и наложить штраф, который поставит под угрозу работу второго в принципе.

Значительно сократить сферу ответственности можно у таких ведомств как Роспотребнадзора, Росприроднадзора — ни для кого не секрет, что ощутимая часть проверок, проводимых этими органами, может быть описана термином «кошмарить бизнес». Впрочем, это все «федералы».

Но распространено и обратное явление — дублирование функций или «размазывание» их между множеством ведомств. Так, в сферу жилищно-коммунального хозяйства у нас курируют Управление ЖКХ города Пензы, Управление ЖКХ Пензенской области, Муниципальное казенное учреждение "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы", Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области… (все — органы регионального и городского подчинения). Что-то это сильно напоминает.

2) Оптимизация внутренней работы. Речь идет, в первую очередь, о том, что составляет большую часть работы служащего. Об отчетах. Этого добра у нас избытке.

Пример из смежной сферы. Несколько лет назад администрация Пензенской области собирала со всех коммерческих банков ежемесячный отчет по объему предоставленных ипотечных кредитов. Шесть десятков учреждений регулярно направляли данные в бумажном (!) виде. Пока однажды не выяснилось, что работу эту они делали зря: с некоторого момента отчетность просто перестали проверять. Бумагу и рабочее время переводили в холостую около полутора лет.

То же самое имеет место и во внутренней работе. Масса документов содержит в себе информацию, не актуальную ни для статистической, ни для управленческой работы. Более того, практика показывает, что многие отчеты могут формироваться автоматически, в то время, как какая-нибудь МарьИванновна набирает их, в лучшем случае, в Excel.

3) Автоматизация, которая может касаться как внутренней работы, так и взаимодействия с населением. Внедрение электронного документооборота, применение технологий блокчейн. Многие перспективные разработки уже запущены в работу, но зачастую игнорируются чиновниками. Мы же, в качестве рекомендации, можем предложить городским и областным руководителям обратить внимания на такие разработки как концепция «умного города»

Есть предположение, что в свое время подобные архитектуры муниципального управления получат повсеместное распространение и в нашей стране. И было бы полезно немножко изучить их, не дожидаясь прямых указаний, звучащих в очередном ежегодном президентском послании. Это будет и приятно, и полезно.

Источник фото: aktobetimes.kz

Похожие статьи