Два года на ликвидацию управления образования Пензы
Сергей Зимин
Сергей Зимин
Решение о ликвидации нескольких пензенских школ путем их присоединения к другим общеобразовательным учреждениям вновь подводит к вопросу о целесообразности существования управления образования города.



В начале текущего календарного года в педагогической среде областного центра стали витать слухи о возможном преобразовании управления образования города или полной его ликвидации. И под занавес года учебного появился повод вернуться к этой теме. Негоже как-то при сокращении школ сохранять немалый по размерам чиновничий аппарат.

Версии о причинах, по которым управление могут ожидать перемены, не особо радужные для трудящихся там чиновников, выдвигались различные. Все они не нашли тогда официального подтверждения. Хотя при этом в приватных беседах никто не стал отвергать возможность того, что своей должности может лишиться «главный учитель Пензы» Юрий Голодяев.

Многие учителя и по сию пору продолжают «мало ли о чем сейчас говорить». И в большинстве своем педагоги с одобрением относятся к идее реорганизации или упразднения структуры.

Ее противники могут уповать на то, что нельзя разом рушить то, что нарабатывалось годами. Но на поверку выходит, что особо и рушить-то нечего. Кто-то полагает, что основные функции городского управления являются организационными, координационными и сервисными.

Однако, как мы упоминали ранее, реально выполняемых функций у управления осталось немного. И, как доводилось слышать от некоторых учителей, никакой реальной пользы от него нет, только некоторые «бестолковые цидульки».

Между тем, штат этого ведомства раздут до неприличия. Ознакомиться с ним можно на его официальном сайте. Пять человек значатся в руководящем составе. Шестнадцать — в отделе общего образования и информационного обеспечения. Пятнадцать — в отделе дополнительного образования, опеки, попечительства и кадрового обеспечения.

Одиннадцать — в отделе планирования и статистической отчетности. Семь — в отделе учета и отчетности. Пять — в общем отделе. Три — в хозяйственном секторе. В иных отделах имеется по два зама и сплошь главные или ведущие специалисты.

Итого — более шестидесяти человек (!). Ряд ветеранов системы образования города и области вспоминает времена, когда чиновников, трудившихся в городском отделе народного образования, можно было сосчитать по пальцам одной руки. Да и в совокупности с теми, кто работал в районных отделах, в городской образовательной системе насчитывалось гораздо меньше сотрудников, чем сейчас в управлении.

Коль у нас зачастую любят сравнивать положение дел с другими регионами и городами, то опять же можно сослаться на ряд ближайших к Пензе центров, в которых такая структура, как управление образования города отсутствует, а имеются небольшие структурные подразделения, ведающие вопросами образования, которые входят в состав других ведомств.

Да и пример с ликвидированным три года назад управлением здравоохранения свидетельствует о том, что без наличия подобной структуры в системе городской администрации обходиться можно. По аналогии ничего не мешает функции городского управления образования передать региональному министерству с его также неимоверно раздутым штатом. И предпосылки этого существуют.

Дыма, как известно, без огня не бывает. И возникшие слухи были небезосновательны. По крайней мере, в июле прошлого года Ольга Васильева, глава Минобрнауки, пару недель назад разделенного на два ведомства, заявляла о том, что полномочия по управлению школами менее чем за три года перейдут от муниципалитетов на уровень регионов.

Таких субъектов, где было бы предпочтительнее оставить муниципальное управление, по мнению Ольги Васильевой, нет. Она также высказалась в том духе, что передача на уровень регионов позволит более эффективно тратить выделенные на образование средства. А также добавила, что правовые нормы позволяют осуществить передачу управления школами на региональный уровень.

Могут ли о тех словах федерального министра не ведать пензенские чиновники? Вряд ли. И посему к изменениям им не мешало бы подготовиться. Может не к следующему учебному году, так уж за пару лет, через которые истекает озвученный срок перехода управления школами, точно.

Фото П. Романова


Похожие статьи