«Великая сила стандарта»
Журналист
Журналист
Борис Шигин

СМИ сообщили о том, что в Златоусте разгорается нешуточный педагогический скандал. Учительница младших классов средней школы с углубленным изучением иностранных языков стала фигурантом уголовного дела о жестоком обращении с детьми. По версии следствия, она сознательно усложняла программу обучения и наказывала не справляющихся с ней первоклассников, оскорбляя их человеческое достоинство.

Дети

Поводом для разбирательства стало анонимное обращение родителей пострадавших. Как говорится в материалах прокурорской проверки, они сообщили, что с момента поступления в школу их дети испытывают постоянный прессинг со стороны учительницы, которая вознамерилась любой ценой сделать свой класс лучшим и перегружает учеников дополнительными заданиями.
Сделать класс лучшим! Ай-ай-ай! Какие амбиции! Какая нехорошая учительница! Вот скажите, могли мы или наши родители еще несколько десятилетий назад даже подумать о том, что учитель делает что-то неправильно? Могли мы подключить правоохранительные органы к разбирательству дела о подзатыльнике? Не могли, но не потому что не было милиции, прокурора или суда! Не могли, потому что всецело доверяли УЧИТЕЛЮ! Если он поступает так, а не иначе, значит так нужно!

Эксперимент


Вместе с финскими коллегами российские психологи провели эксперимент, где учащиеся обучались выполнять несложные задания. Одну группу “наказывали”: за ошибки с них снимали баллы. Другую “поощряли”: они лишь получали баллы за верные ответы. Причем задания были одинаковыми. В результате те, кого поощряли, усвоили материал лучше. В то же время, по многочисленным наблюдениям было доказано: наказание мобилизует ученика на достижение цели. С его помощью можно много чего добиться.

Народная педагогика


В дворянских хоромах говорят: «Учи, пока поперек лавки укладывается, а как вдоль станет ложиться — не выучишь», — и порют розгами. (И. Лесков. Житие одной бабы). Коли вырастил я тебя такого, что перерос ты и меня — так учить тебя поздно. Ступай с богом. Не учили, покуда поперек лавки ложился, а во всю вытянулся — не научишь (В. Даль.)

Собственный опыт


Прошлым летом внучка, которая учится примерно в такой же школе, доложила, что до сентября надо выучить всю таблицу умножения, таково домашнее задание на лето. После первого-то класса? Однако никто в семье это решение учителя оспаривать не стал: надо — значит, надо. Так сказал учитель! Думаю, внучке (да и нам вместе с ней) учить таблицу умножения не хотелось… Но сейчас, когда она учится во втором классе, она опережает многих своих подруг из других школ, потому что у неё «строгая учительница»! И теперь она знает, что успех просто так не даётся!

Но вернёмся к «скандалу», который могли бы закатить и мы! Казалось бы, что плохого в том, что обязательную программу первого года обучения «подопытные» школяры закончили еще в конце прошлого года? Что, пытаясь развить их память, учительница ежедневно задавала учить наизусть стихи? А под конец года в опережение программы разучила с детьми и таблицу умножения? Часть опрошенных во время прокурорской проверки родителей искренне порадовалась успехам своих чад и ничего не имела против ускоренного курса обучения.

Однако другие заявили о нарушении прав учащихся на счастливое детство и пожаловались на несанкционированное увеличение продолжительности уроков, объемов домашних заданий, заучивание материала на переменах и после занятий. Все это, по мнению возмущенных родителей, лишало учащихся полноценного отдыха, возможности посещать дополнительные кружки и спортивные секции.

Стоит отметить, что приказом Министерства образования РФ от 30.08.2013 года задавать первоклассникам домашние задания и ставить им отметки по пятибалльной шкале запрещено, чтобы не травмировать неокрепшую детскую психику и не отбивать тягу к знаниям. По факту выявленных нарушений в адрес директора школы было направлено официальное представление с требованием привести «элитное» обучение к общеобразовательным стандартам.

К сожалению, во время бесед с родителями нашли подтверждение и другие факты «стимулирования» первоклашек к учебе, впоследствии получившие процессуальную оценку прокуратуры. Установлено, что педагог допускала дискриминацию «нерадивых», по ее мнению, учеников, вызывая к ним пренебрежительное отношение и насмешки со стороны сверстников. Конечно, вот это — ни в какие ворота…

Между тем, попавшая под статью учительница, работает в школе уже 24 года и, по всей видимости, там на хорошем счету. — К сожалению, так бывает — не все родители согласны с учебной программой и действиями педагогов, но они обычно об этом ставят в известность администрацию школы, а не пишут анонимки в надзорные инстанции, — пояснила свое отношение к делу директор.
Оставим разбирательство профессионалам. А сами зададимся простым вопросом: так лучше сегодня учат наших детей, чем учили нас? Больше они знают, выходя из школы? Твёрже их знания тех, что были у выпускника средней школы 20-30 лет назад? Уверен, многие скажут — НЕТ! А почему?

Я думаю потому, что стандарты сегодня не те! Среди тех, которые, прежде всего, нужно вернуть современной школе, я бы назвал такие: дисциплина, строгость, ответственность, трудолюбие. Но именно они сегодня и размываются псевдо демократией и псевдо гуманизмом. Безусловно, не бить, не оскорблять, не унижать ученика нельзя. А вот наказывать, как наказывали тысячи лет за лень, непослушание, отсутствие уважения к предмету изучения и учителю — по-моему, надо! Вот только попробуй!

Кстати, многие состоятельные россияне отправляют детей учиться за границу не потому, что там дают знания лучше, а потому что там железная дисциплина! И никакие, даже высокопоставленные папы и мамы не могут вмешиваться в педагогический процесс. Я не за жестокость, упаси господь. Я за жёсткость! Уверен, «здание» современной школы более всего нуждается сегодня в цивилизованных «рёбрах жёсткости»!

Кстати, запоминаем мы на всю жизнь учителей как раз не стандартных! А вы что думаете об этом?

Источник фото:ivona.bigmir.net


Похожие статьи