Внеклассное чтение. Джоан Роулинг «Случайная вакансия»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Говоря о Джоан Роулинг, совершенно невозможно уйти от того факта, что она является автором романов о Гарри Поттере. Когда она написала « Случайную вакансию», к книге намертво прилепилось определение «первой книги для взрослых» от знаменитого автора самой сенсационной волшебной саги для подростков. И с одной стороны это правильно как с точки зрения как заявленного возрастного ценза (да, эта книга содержит немало жетских, натуралистичных сцен), так и с точки зрения маркетинга - все, кто купил книги о Гарри Поттере, любит их, скорее всего захотят узнать на что способна писательница, работая в других жанрах – и непременно купят « Случайную вакансию».




И в этом во всем есть некое парадоксальное противоречие. С одной стороны – целая оригинальная вселенная, полная подростков, которые сталкиваются с различными проблемами, в немалой степени решающимися засчет определенных вполне земных свойств их характеров, но помощь волшебных сил и средств все-таки позволяет добру иметь весомые преимущества. Эта вселенная пришлась по душе не только детям, но и их родителям. Книги о юном волшебнике являются спасительным даром для взрослых, которые не могут заставить своих чад читать что-либо, магические миры Роулинг одобряются ими за то, что в них четко прописаны ценности дружбы, родственных уз и, что немаловажно – хорошей учебы и здорового честолюбия. Это сложный, но все-таки не самый острый, корявый, опасный и переполненный гормонами подростковый мир. Да и что говорить – многие взрослые сами любят читать книги о Поттере, возможно несколько скучая по волшебству в своем обыденном существовании.

« Случайная вакансия» - нечто соврешенно противоположное. Среди героев этого романа очень много подростков, которые не просто маячат на фоне взрослых или являются какими-то дополнительными действующими лицами, порой в поворотах сюжета книги они являются самыми опасными, самыми безжалостными и наиболее больно бьющими под дых своих родителей, совершивших то или иное количество ошибок и не дающих своих детям чувствовать себя в этом мире защищенными и любимыми.
Подростки в « Случайной вакансии» - настоящие, не отмеченные печатью никаких элит, не вывезенные в мир закрытой школы, не изолированные от взрослых. Они забивают на учебу, курят, употребляют наркотики, много думают о сексе, зациклены на собственной внешности, закомлексованы. Они уже способны оценить, что за люди их родители и видят их такими, какие они есть и вполне могут позволить себе весь спектр негативных чувств по отношению к «предкам» – от презрения и равнодушия до самой лютой ненависти.

И вот он, парадокс: взрослые читатели книг о Гарри Поттере ( или те, кто хотя бы в курсе проихводящего в них – такого правильного и безопасного) могут быть шокированы, могут недоумевать, зачем их союзница Роулинг взялась за человеческую чернуху, ведь о мрачных моментах «поттерианы», коих, прямо скажем, хватает, всегда можно сказать: это не по-настоящему. Пожиратели смерти, дементоры, призраки – ага, страшно, но их не существует. Настоящее тут – дружба, любовь, семья, преданность, стремление идти вперед. А в «Случайной вакансии» все чудовища прячутся как раз являются оборотнями признанных ценностей. Чудовища в собственной семье – родители жестокие или безвольные, родители-наркоманы или хищные, расчетливые родители, в большинстве своем - родители несчастные или глухие к детям. Дружба разбивается о выгоды, о противоречивые желания выпендриться, любовь низводится до быстрого и доступного секса, школа – мутное болото, а сама жизнь – нечто пугающее, большое и бесцельное, что неотвратимо надвигается на тебя.

Итог: подростки эту книгу еще не прочитают ( с одобрения родителей - особенно), а по идее многое им там очень знакомо и понятно, взрослые поклонники Роулинг – прочитают и скорее всего отринут прочитанное засчет сложившегося образа автора.


Сюжет «Случайной вакансии» завязывается в вымышленном английской городке Пэгфорд после внезапной смерти члена местного совета Барри Фейрбразера, - еще достаточно молодого человека, который был активным членом общественной жизни. Барри был из тех, кто не хотел снимать с городской власти ответственности за неблагополучные районы, поддерживал существование клиники для наркоманов, давал шансы детям из неблагополучных семей заняться чем-то интересным – в общем такой костью в горле поборникам спокойной, чинной жизни на зеленых холмах провинциальной Британии – некоторым другим членам совета.
Как обычно маленький город –это сообщество, где все вынуждены сохранять лицо и скырвать истинные чувства на людях по-всякому сублимируя все подавленные и лживые эмоции внутри собственных семей. Сплетня, даже самая крохотная – главная пища более-менее благополучных обывателей, самый важный импульс к общению. Но есть и другие участники социума – мелкие бандиты, наркодилеры, опустившиеся матери-наркоманки, не стремящиеся работать бездельники, надеющиеся на государственную помощь – все они сосредоточены в спорном районе: между Пэгфордом и, как бы мы сказали, райцентром -Ярвилом. Властям обоих городов неинтересно брать на баланс эти трущобы, соотвественно освободившееся место в городском совете Пэгфорда очень важно сохранить сторонникам идеи Барри и столь же важно захватить его противникам.

Подростки в данном случае – дети и одних, и вторых, и третьих (жителей трущоб), о них я уже упомянула, очень сложно переоценить их роль в развитии драматических коллизий романа. А вторая, как мне кажется, блестяще раскрытая Роулинг в данном романе тема – это тема важности конкретного человека для социума и, если призадуматься – противоположная ей – тема людей, которых не замечают, людей-изгоев, людей-теней, о которых могут заговорить только в случае разыгравшейся с ними или по их вине трагедии. Личность Барри Фейрбразера была очень яркой, живой, деятельной. Он умел зажечь, повести за собой, без него даже принятые последователями идеалы начали рассыпаться с пугающей быстротой. И как противовес – маленький Робби Уидон, сын опустившейся наркоманки Терри – заброшеный родными, не вызывающий особого участия и у работников соц. служб ( формально - не избит, не дистофичен, ну да, совсем не развит для своих лет, ходит в грязном подгузнике, плохо говорит, живет в антисанитарных условиях, но надо дать матери шанс). В финале есть очень тяжелая сцена, которой предшествует совсем небольшой отрезок времени, такой маленький путь оставшегося без присмотра Робби, идущего по району Пэгфорда. Он встречается очень многим героям романа, каждый из них краем глаза отмечает, что вот идет маленький, странный, грязный ребенок, но никто не пытается высянить, где его родители, каждый погружен в свои проблемы. либо считает, что дитя улиц знает как выжить и помощь ему не нужна.

А сколько других – темных, мерзких, нелицеприятных вещей происходит в каждой из семей, выведенных Роулинг пред очи читателя – кому-то может показаться, что слишком много. Однако, если не страшна подобная «правда жизни», то «Случайную вакансию» советую прочитать просто от всей души.
Источник фото: http://www.tlinks.ru

Похожие статьи