-6° ... -6°, ветер 1 м/с
91.98
100.24
Найди Пензу на экономической карте
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
В прошлой публикации мы порассуждали о том, какими товарами славится Пенза, исходя из статистики поисковых запросов. Сегодня посмотрим, как далеко простирается наша экономическая экспансия.


 Действительно, один вопрос, если мы обмениваемся товарами с соседними Саранском, Тамбовом, etc. Совсем другое дело, если пензенские предприятия интересны потенциальным партнерам с других концов страны. Чтобы ознакомиться со статистикой запросов по регионам, предлагаем читателю обратиться к карте, созданной разработчиками проекта Ситуационного центра губернатора Пензенской области. Итак, о чем же говорят цифры, которыми мы располагаем?

Сила экономической гравитации


Как читатель помнит из школьного курса физики, сила притяжения между телами пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Универсальность открытия Исаака Ньютона поражает: то же самое мы можем наблюдать и в экономических связях регионов. Причем, крупные фигуры, такие как Москва, могут закономерность нарушать ― с их «массой» расстояния перестают играть существенную роль.

Пенза от этого, увы, далека, и закону подчиняется практически на сто процентов, причем, зачастую вес «контрагента» играет большую роль, чем даже расстояние.
Приведем список лидеров:

1. Москва ― 29 199 запросов
2. Мордовия ― 23 575
3. Саратовская область ― 22 754
4. Нижегородская область ― 15 188
5. Самарская область ― 11 666

На уровне четырех с половиной тысяч запросов держится интерес у всех относительно удаленных промышленных центров: Челябинская, Волгограда, Краснодара, Ростова, Екатеринбурга.

Следовательно, интерес к нам обусловлен либо объективными, не приходящими факторами (территориальная близость), либо ситуацией в регионах-партнерах (крупные промышленные и транспортные узлы). Не те пока у нас масштабы.

Отраслевой разрез


Продолжая линию, начатую в прошлой публикации, разберемся, как ситуация различается в зависимости от сфер промышленности. Здесь мы сможем обнаружить кое-какие тенденции, отличные от общей канвы.

К мебели примечателен интерес со стороны портовых городов: Архангельска, Калининграда, Санкт-Петербурга, Мурманска. Причем, характер запросов указывает именно на интерес к готовой продукции: «Пенза + стенки», «Пенза + шкафы».

Еще для одной группы регионов характерны относительно большой интерес к комбинациям вроде «Пенза + мебельная фабрика» или названия конкретных предприятий. Сюда относятся Вологодская область, Карелия, Кировская область, Республика Коми, тот же Архангельск. Их интерес к пензенской мебельной промышленности, видимо, носит интерес диаметрально противоположный ― с точки зрения сбыта древесины. Для Уральского региона характерно равновесие обоих типов запросов. Центр, Поволжье и Юг более интересуются готовой продукцией.

Надо признать, такая картина делает честь нашим мебельщикам. Вывод из приведенных данных: даже в условиях относительного дефицита сырья на внутреннем региональном рынке, пензенские мастера сохраняют устойчивые позиции на внешних рынках. Более того, пензенские изделия являются предметом активного экспорта (см. интерес со стороны городов-портов).

Интересуются порты и нашим вторсырьем, а вместе с ними ― Москва и Тверь. Но вот стеклом они совсем не интересуются. Информацию в Сети по нему ищет только Поволжье и Центр. Вообще, характер запросов говорит в пользу того, что стекло из Пензы ищут скорее не как продукт местного производства, а как одну из позиций оптового промышленного ритейла.

Про нашу точную механику ― часы ― «помнят», судя по запросам, в основном, те города, где развито свое приборостроение: Тула, Челябинск, Екатеринбург, Самара.

Бумажной промышленностью Пензы интересуются, как ни странно, только наши ближайшие соседи да Юг и больше никого. А вот швейной ― все в равной степени, но особенно в северных регионах (кроме совсем экстремальных местностей).

Сильны по-своему


Можно ли выделить у Пензы свою фишку? Пожалуй, да.

Складывается впечатление, что Пензу видят, в первую очередь, как значительный узел оптовой торговли с очень широким (по масштабам нашего скромного, в целом, региона) ареалом влияния. В этом качестве мы интересны за пределами ПФО, в особенности, в близлежащих областях Центрального федерального округа: в Тамбове, Рязани, Воронеже. Аналогичные срезы Интернет-запросов по направлению оптовой торговли по этим же регионам дают гораздо более скромные результаты.

Мы серьезные оптовики и в глазах более отдаленных партнеров, вроде Ярославля, Владимира, Белгорода, Липецка, Челябинска, Самары, Волгограда и Нижнего Новгорода.

Наличие такового преимущества для нас безусловно плюс. Но вот насколько полученная картина соответствует чаяниям населения и руководства области и города ― вопрос уже другой.
Источник фото: https://ru.wikipedia.org/

Похожие статьи