«Свидание с авторской песней». «Горочки-пригорочки, башни, колоколенки…»
Это строчка из самой, пожалуй, известной и сильной песни Леонида Сергеева «Колоколенка». Почему вдруг студент-филолог Казанского университета в мирное время обратился к теме Великой Отечественной войны? Об этом автор рассказал мне в моей программе на телевидении.
К счастью, поисковые отряды существуют и сегодня. Но тогда они делали свои первые шаги. Это и стало главным мотивом: принимал участие в поисковой работе — вот и прикоснулся к этой серьёзной теме, вот и написал песню. И песня получилась хорошая: простая и глубокая, как солдатская правда.
На мой взгляд, поэта и музыканта Леонида Сергеева от многих и многих авторов отличает именно эта мудрая простота. Особенно важно, мне кажется, было сохранить простой народный язык. Сергееву это удаётся: «лупит пулемёт», а не стреляет или ведёт огонь; «землицу лапаем», а не ползём; «растакой-разэтакий, этот «сукин кот». И даже в этой теме, где на первый план выходят кровь, горе, смерть, автор остаётся настоящим лириком: «пули, как воробушки, плещутся в пыли». Ах, как здорово! Мало, кто так умеет. Леониду Сергееву это удаётся!
В тот день, когда казанский москвич (так он часто представляется) ступил на перрон вокзала Пенза -1, на Максима Горького открылся первый в городе Гриль-бар! Событие! Позавтракать с гостем решил в новом заведении, знай наших! Заказали гриль, томатный сок, ещё что-то… Понятное дело, не одни мы решили с утра пораньше позавтракать. Некоторым не терпелось промочить горло. А когда трубы горят, не до этикета. А он, как оказалось, требовался от посетителей нового кафе. Расскажу подробнее – вдруг кто-то из вас решит заглянуть в гриль-бар – пригодится!
Дело в том, что кроме всего заказанного официант по собственной инициативе приносил каждому посетителю красивую стеклянную чашу с долькой лимона. Так некоторые коктейли подают. Что за чаша? Товарищ с горящими трубами очень быстро разгадал эту загадку и стал смачно прихлёбывать из неё после каждого съеденного куска хорошо политой острым соусом курицы. А выпитую рюмашку смело закусил долькой лимона. Красота!
Надо было видеть его лицо, когда мой гость элегантно погрузил в чашу свои музыкальные пальцы, небрежно прикоснулся к дольке лимона, аккуратно стряхнул воду и вытер руки салфеткой. Рот соседа, по-моему, так и не закрылся. В это утро он узнал много интересного: руки после курицы можно сполоснуть в чаше с подкисленной лимоном водой! Эх, не зря я привёл москвича в пензенское кафе — всё польза!
А ещё мне в тот момент захотелось, чтобы «человек с горящими трубами» узнал песенку Леонида Сергеева «Караван». Да и вы разучите — с этой весёлой песенкой в любой компании будете желанным гостем!
C F C
По длинному тракту идёт караван,
F C
Ведёт его рюмочка водки.
E Am F Fm6
За ней, чуть поодаль, усталый банан
C G C
И маленький ломтик селёдки.
За корочкой хлеба, помята слегка,
Редисочка полусырая,
За ней чуть надкусанный зуб чеснока
И рюмочка водки вторая.
E Am
И сразу же третья - глоток на глоток,
E Am
И всё позабыв о ранжире,
D G
Идёт, попивая желудочный сок,
D G
Картофель в парадном мундире.
Яйцо с майонезом, два шпротных хвоста,
Салат "оливье" – восемь ложек.
И снова она, непорочно чиста,
Журчит между бушевых ножек.
Секунда, вторая – и снова легка
Гуляет по тракту рюмашка,
Над ней кучевые парят облака
Последней глубокой затяжки.
Под ними, затмивши и Волгу и Рейн
Величьем и щедростью юга,
Неспешным верблюдом ступает портвейн
С горбами залитыми туго.
Меж ними покоятся два голубца,
Опять же чеснок с пепси-колой,
Полспички межзубной с остатком мясца,
Маслята ручного засола.
Всё дальше и дальше идёт караван,
Извилистый путь многотруден.
Рукавный занюх средь кишечных саванн
Столкнул на обочину студень.
Но бодро урчит караванный народ,
Хоть нёбо пока и дождливо.
Виднеется город торговый Живот,
Где будет раздел справедливый.
И кто-то, подсунув лежалый товар,
Фекальей уйдет аккуратной,
А кто-то, не выдержав внутренних свар,
По тракту вернется обратно.
Но тот, кто остался в нирване брюшной
И принял крещение пивом,
Запомнит навек, как из пены пивной
Рождается новое диво.
И снова готов для гостей дастархан,
И внутренний голос из глотки
Кричит: Эге-гей, в вам идет караван,
Am
Ведёт его рюмочка водки,
F G C
Ведёт его рюмочка водки.
Так уж получилось, что пишу я воспоминания о визите Леонида Сергеева 30-го марта 2020 года. Тридцатого марта — день рождения Леонида. Он родился в 1953 году в пограничном Бресте. То есть, мы практически ровесники. Наверное, поэтому общаться нам было легко и просто. Да и делали мы это не раз. Возвращаясь к первой встрече на телевидении, скажу о таланте рассказчика и потрясающем юморе Леонида Сергеева. Именно это сыграло решающую роль в том, что казанский журналист стал участником и одним из авторов самой популярной в стране телевизионной юмористической программы «Весёлые ребята». Она выходила в эфир на Центральном телевидении с 1979 по 1990 год.
Сначала это был конкурс, который вёл Александр Масляков. Но потом появились по-настоящему талантливые и весёлые ребята: Андрей Кнышев, Сергей Шустицкий, Леонид Сергеев. Они превратили программу в ироничное шоу, в котором смеялись над проблемами, шутили по поводу недостатков, пародировали передачи, артистов эстрады. Именно в этой программе появились розыгрыши и съёмки скрытой камерой, юмористические музыкальные номера. Тут и пригодился талант Леонида Сергеева! Кроме того, талантливые и смелые авторы стали привлекать таких же талантливых, неординарных людей. Гостями программы стали Михаил Жванецкий, Андрей Вознесенский, Александр Градский, Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Игорь Угольников… Помню, с каким восторгом Леонид рассказывал мне об этой работе на ЦТ.
Именно это и позволило биографам Сергеева говорить о нём, прежде всего, как о юмористе. У Леонида, действительно, много весёлых песен, но я продолжаю настаивать: он ещё и великолепный лирик! Впрочем, настоящий художник таким и должен быть. Ведь перед нами пример Владимира Высоцкого: и юморист, и лирик. Поэтому вспомнив о том, что Леонид Сергеев автор юмористических песен, скажем и о его книгах. Первая вышла в 1990 году. Именно её, «Концерт по переписке» подарил мне Леонид во время своего второго визита в Пензу. Сейчас расскажу, только назову ещё две книжки: «Штрихи к автопортрету» и «Фарш».
Да, уже в 90-е годы Леонид Сергеев ещё раз посетил Пензу. И пригласил тогда его не я. Это было время активизации различных партий и общественных фондов. Вот одна из этих структур и пригласила популярного и весёлого барда помочь провести очередную политтусовку. Александр Яхонтов, имеющий к этому непосредственное отношение, сообщил мне о том, что в Пензу приезжает Леонид Сергеев. Вполне естественно, и у меня появилось желание повидаться и пообщаться со старым знакомым, и я пригласил Леонида отобедать у меня дома.
Времени было не так много, поэтому устроились на кухне. В этот раз нам не надо было ехать на телевидение, поэтому обед украсила бутылка фирменного пензенского «Петушка». Лёня оценил напиток: несколько рюмашек с удовольствием возглавили «караван», который был несколько скромнее песенного. А вот разговор был, напротив, более тёплым и доверительным, чем когда-то на студии телевидения. Оно и понятно —кухня! Конечно, пели, показывая друг другу новые песни…
Стоит ли говорить о том, что песни Леонида Сергеева не раз украшали программу «Свидание с авторской песней». Конечно же, лидерами эфира были концерты и песни юмористические и остросоциальные: «Песни под мухой», «Снимается кино», «Свадьба», «Караван». Надо сказать, что «Песни под мухой» Леонид Сергеев записывал вместе с братьями Мищуками. Они тоже были гостями моей программы. Именно это сотрудничество позволило усилить музыкальную составляющую песен Сергеева, потому что Вадим и Валерий Мищуки – музыканты куда более серьёзные. И всё-таки, ещё раз подчеркну, вернусь к своей любимой теме: в авторской песне главное – стихи! А тут Леонид Сергеев – настоящий мастер!
Песни Леонида Сергеева легко найти. Более того, для того, чтобы спеть их, сыграть, не потребуется особых навыков владения гитарой. В музыкальном плане они очень просты. А вот стихи автора, уверен, не оставят равнодушным ни одного мыслящего, честного и эмоционального человека. Ну вот и та песня, которая ещё в прошлом веке прозвучала с экранов пензенских телевизоров, а потом и в моей радиопрограмме.
На горе, на горочке стоит колоколенка,
А с неё по полюшку лупит пулемёт,
И лежит на полюшке, сапогами к солнышку,
С растакой-то матерью наш геройский взвод.
Мы землицу лапаем скуренными пальцами,
Пули как воробушки плещутся в пыли,
Дмитрия Горохова да сержанта Мохова
Эти вот воробушки взяли да нашли.
Тут старшой Крупенников говорит мне тоненько,
Чтоб я принял смертушку за честной народ,
Чтоб на колоколенке захлебнулся кровушкой
Растакой-разэтакий этот сукин кот.
Я к своей винтовочке крепко штык прилаживал,
За сапог засовывал старенький наган.
«Славу» третьей степени да медаль отважную
С левой клал сторонушки, глубоко в карман.
Мне сухарик подали, мне чинарик бросили,
Мне старшой Крупенников фляжку опростал.
Я её испробовал, вспомнил маму родную,
Да по полю ровному быстро побежал.
А на колоколенке сукин кот занервничал,
Стал меня выцеливать, чтоб наверняка,
Да видать сориночка, малая песчиночка
В глаз попала лютому, дёрнулась рука.
Я винтовку выронил да упал за камушек,
Чтоб подумал вражина, будто зацепил.
Да он, видать, был стреляный, сразу не поверил мне,
И по камню-камушку длинно засадил.
Да, видно, не судьба была пулю мне отпробовать,
Сам старшой Крупенников встал как на парад,
Сразу с колоколенки, весело чирикая,
В грудь слетелись пташечки – бросили назад.
Горочки-пригорочки, башни-колоколенки,
Что кому назначено, чей теперь черёд,
Рана не зажитая, память не убитая,
Солнышко, да полюшко, да геройский взвод.