Гастроли по пятницам. «Фунеральные Фловера»: «Мы больше барабанили, чем играли...»
Дэн Издольный
Дэн Издольный

Как уже говорилось в прошлых «гастролях», конец 80-х - начало 90-х XX века был очень урожайным на рождение рок-групп с оригинальными названиями в пензенском андеграунде. И скажу вам честно — группы эти были талантливейшие, необычные, умеющие найти особое решение своих выступлений. Почти у каждой был свой особенный шарм, свое направление, своя ниша, а публике и выбирать не нужно было, ибо ходили на все и на всех.
 

Название «Фунеральные Фловера» я увидел в местной пензенской газете «Мир людей». Журналист и организатор местных «сейшнов» в Пензе Никита Артёмов вел там свою музыкальную страничку. Когда-то я, юный панк из Бессоновки, был представлен Никите легендарным Гулливером в Доме учителя, и мы прекрасно побеседовали о пензенской рок-музыке.

Но вернемся к «Фунеральным Фловерам». Я лично не видел ни одного выступления этой группы, слышал только, что там куча барабанщиков и эта куча устраивает крутые выступления. Особого статуса, как «Кенгуру» или «Глупая девушка» фловера не достигли (я думаю, и не стремились!), но свою лепту в историю пензенского андеграунда внесли.
Кто же они, гости из прошлого — «Фунеральные Фловера»? Об этом и многом другом я пообщался с участниками этого коллектива: одним из организаторов группы Олегом Пудовым и блестящим шоуменом, актером, радиоведущим Павлом Королёвым. Думаю, будет правильно, если они поведают историю «Фунеральных Фловеров» из первых уст.

Кстати, огромное спасибо за ценную информацию и помощь в сборе материала о «ФФ» независимому эксперту в сфере пензенской рок-музыки, непосредственному свидетелю тех событий, экс-лидеру зареченской панк-группы «П’акт» Вадиму Богдановскому.

Рассказывает Олег Пудов:

Начиналось все давно, году в 1986. Тогда мы познакомились: Вова «Фёдор» Федулаев из Веселовки, Сергей «Моряк» Маричук с ул. Урицкого и я с Западной Поляны (военный городок). Мы были школьниками, о музыке не думали, но общались очень плотно и неплохо дополняли друг друга. Музыкальные предпочтения и пристрастия начали появляться попозже. Фёдор пошел учиться в медучилище, я — в «художку», а «Моряк» — на киномеханика.

Олег Пудов.

Мы мечтали организовать команду, играющую почти на одних ударных, тамтамах и других простых барабанах. И так сильно хотели, что однажды вписались в какой-то городской концерт, который проходил на фонтане, и - понеслось! На какое-то время мы влились в пензенскую музыкальную волну, играть не умели, но очень хотели. Я думаю, что мы стали заметны своим странным нетипичным музыкальным форматом и неуемной энергией.

Придумали и двигали группу мы с Фёдором, «Моряк» был рядом. Он не участвовал, стеснялся, подыгрывал ударником в других командах.

Поскольку «Фунеральные Фловера» просуществовали недолго, репбазой мы не обзавелись, репетировали там, где должны были выступать. Состав группы: Вова Федулаев и я. Иногда принимали участие в команде на разных концертах Андрей Сорокин — на баяне, Лёшка Недорезов — на гитаре, Миша Урулев, и, как я помню, принимали участие многие, мы всем были рады, мы-то были не музыканты, играть не умели.

Большое влияние и новый импульс группе дали Миша Урулев и Паша Королёв, они привнесли в стиль группы электронные инструменты. Это был новый дух! Так же почти постоянно с нами играл лидер зареченской панк-группы «П’акт» Вадим Богдановский. Он помогал духовно, можно сказать окормлял нас, подбадривая и веря в наш коллектив.

Параллельно выступлениям мы впитывали разную музыку, выписывали огромное количество кассет: «Depeche Mode», «Dead Can Dance», «Kraftwerk», из русских я предпочитал «Аквариум», Вовка — «ДДТ».

Почему «Фунеральные Фловера»? Музыку играть хотели очень сильно, о названии не думали, а тут в Пензу как-то приехали французские рокеры «Funeral Flowers». Ну вот нам название и понравилось. Так и стали называться.

Концертов, если честно, у нас было немного. Очень впечатлил городской концерт на фонтане и выступление в ДК «40-летия Октября».

Сложно описать стиль. Это был музыкальный минимализм, живые барабаны, бочки, хэт, бас-гитара, ритм-гитара, песня со словами была одна, и та на немецком языке. В общем, играли такой «авангардный инструментал». Да, веселое было время, несмотря на «смутную» эпоху.

Что еще могу сказать? Владимир Федулаев скончался 27 июля 2012 года, Сергей Маричук — совсем недавно, 9 января 2019 года. Так что из изначального костяка «фловеров» остался я один. От этого порою становится грустно. Но я не унываю, и желаю всем вам делать то, что хотите и что считаете нужным именно вы. Не ждите ни от кого ни разрешения, ни поощрения за это!

Рассказывает Павел Королёв:

Началось все до моего появления в «Фунеральных Фловерах». Как-то раз, году в 1991-м, поздней осенью или зимой, непонятным образом занесло меня на «сейшн» в ДК «Южный». Ни до, ни после этого я там не бывал, это вообще был первый мой «сейшн», пришел я один. Встал в уголок, стал смотреть и слушать.

Павел Королев.

Не могу вспомнить другие коллективы. Только один — на сцену вышли 3-4 чувака и под гармошку и еще какие-то инструменты начали петь заунывную песнь со словами: «Трубка телефона, кабель-кабель, Рио-де-Жанейро, кабель-кабель...» Вот они реально мне запомнились! И, к тому же, назывались как-то странно — «Фунеральные Фловера».

В 1993 году с двумя ребятами из этой группы мы (я и мой школьный друг Михаил Урулёв) плотно подружились, хотя даже и не припомню, на какой почве. Это были Олег Пудов и Владимир Федулаев («Фёдор», «Дядя Фёдор» — так звали Володеньку, он, к несчастью, утонул в 2012 году на Барковке). Они-то и были отцами-основателями этого блестящего коллектива. В общем, мы с ними дружили, выпивали, слушали музыку, испытывали положительные эмоции, за девушками ухаживали. А потом решили музыку поиграть.

Мы с Мишаном Урулёвым в то время плотно увлеклись электроникой, индастриалом, краут-роком, и имели огромное желание создать что-то своё в этом направлении. Вовка и Олег тоже. Название «Фунеральные Фловера» произошло от английского словосочетания «Funeral Flowers» («Цветы к похоронам»). Летом 91-го года в Пензу приезжал какой-то «Поезд мира», группа «Чай-Ф» и какие-то забугорные музыканты. От них у Олега появился значок, на нем изображен венок и надпись «Funeral Flowers». Вот тогда, думаю, и появилось это название.

Андрей Сорокин и Владимир «Федор» Федулаев.

Постоянной базы не было. В основном «тусили» в Доме учителя. Потом Юра Козлов («Кенгуру») открыл в ДК «40 лет Октября» при театре-студии «Диалог» «Клуб Замечательных Мужчин» и выдал нам клубные удостоверения, дающие право бесплатного прохода на все мероприятия клуба. Мероприятия проводились раз или два в неделю. Вот при этом-то клубе началась вторая жизнь «Фунеральных Фловеров». Если мне не изменяет память, то кроме этого клуба мы нигде и не играли.

Назвать «ФФ» музыкальным коллективом было бы не совсем правильно, поскольку это было не столько музыкой, сколько костюмированным музыкальным представлением. Мы больше барабанили, чем играли. Некоторые инструменты брали поиграть у Коли Прохорова. Синтезатор «Юность-21», электробарабаны «Лель», электрогитара с дисторшном, еще у нас был концертный ксилофон, и использовали пару томов.

Постоянные участники: Олег Пудов, Владимир Федулаев, Михаил Урулёв, Павел Королев. Иногда в выступлениях принимал участие мой младший брат Артём. Ему на тот момент было 10 лет.

Музыкальное образование в коллективе было только у меня, поэтому я сочинял какую-то немудреную мелодию на синтезаторе или ксилофоне и играл ее. Мишка и «Фёдор» создавали плотное агрессивное ударное сопровождение, а Олег чаще всего «фузил» на гитаре. Тексты выдавали Олег и «Фёдор».

Олег в детстве некоторое время жил в Германии, поэтому большинство текстов было на немецком. В связи с этим, и еще с тем, что мы одевались в черные рубашки, черные брюки, и еще делали себе повязки (на красной ткани белый круг, а в нем черные буквы «FF») , нас стали причислять чуть ли не к фашистам, но мы, наоборот, никогда этого не пропагандировали, пели про любовь, а к фашизму и тогда, и сейчас относились и относимся крайне негативно. Вот перевод одной из песен для примера:

«Ты моя маленькая кошечка,
Ты моя маленькая куколка,
Ты моя маленькая девочка,
Ты моя большая любовь!»

Нередко песни появлялись на свет за несколько минут до выступления. Но, несмотря на отсутствие репетиций, выступления проходили очень слаженно, будто все чувствовали, когда нужно сделать паузу, а когда перейти на коду. На одном из выступлений двое из нас были одеты в костюмы химической защиты. И все это было летом в дичайшую жару. Когда парни потом сняли эти ОЗК, оказалось, что пропотели насквозь. Так, что в нашем случае имидж — ВСЁ! Таким же, по-моему, был и стиль группы.

На тот момент чье только влияние не испытывали. В то время мы слушали много музыки, то есть, проще было сосчитать время тишины, поскольку это был сон. Все остальное время прослушивалась уйма всевозможной музыки. Выделю, пожалуй, «Kraftwerk», «Front 242», «Ministry», «The KLF», «Einstürzende Neubauten», «RHCP», «Depeche Mode», «Radiohead».

К сожалению, никаких записей лично у меня не сохранилось, а записаться в студии не было возможности, потому что и студий-то в Пензе не было нормальных. К тому же такой студии, которая бы смогла записать наши выкрутасы с барабанами и всеми остальными нестандартными музыкальными инструментами, просто не было.

Ну, и напоследок, хочу пожелать читателям рубрики «Гастроли по пятницам» следующее: если что-то делаете, то позаботьтесь о том, чтобы в будущем была возможность на это посмотреть или это послушать. Чтобы каждый плевок в историю был зафиксирован документально!

От себя добавлю, что «Фунеральные Фловера» были действительно достойной группой для своего времени, стояли особняком в пензенской музыкальной «тусовке» и создавали интересные концертные представления. Как знать, если бы жизнь не разметала их в житейской круговерти, может мы любовались бы на них в эфире альтернативных каналов и смотрели интереснейшие перфомансы. Но — не случилось! Так пусть память сохранит в подсознании это странное название пензенской андеграундной группы начала 90-х годов — «Фунеральные Фловера».

Фото из архива Олега Пудова. На первой фотографии (слева направо) — Владимир Федулаев (ФФ), Дмитрий Чебурашкин (П’акт), Вадим Богдановский (П’акт​), Олег Пудов (ФФ). Фото Сергея Квасова.

Похожие статьи