Чем живет пензенская еврейская община: традиции
Мария Сайганова
Мария Сайганова

 Какие  традиции соблюдают  члены пензенской общины, как проходят еврейские свадьбы, и почему брачный контракт — это благо для женщины, — рассказывает раввин Дан Савинов.   

— Какие традиции поддерживаются в общине?

— Наши традиции, как мы живем в течение года, все это, конечно, регламентировано еврейским законом. Из общинных традиций можно назвать то, что мы как минимум раз в год стараемся собирать на какое-то праздничное мероприятие людей всех возрастов, чтобы они поняли, как важна преемственность: чтобы старшие видели, как подрастает молодое поколение, а молодежь знала, кто стоит у истоков общины.  

Кроме того, у нас очень развито волонтерское движение. Называется «Give», что в переводе с английского означает давать. Перед некоторыми праздниками мы посещаем пожилых людей. Например, в Хануку. Ребята привозят им пончики, зажигают свечи. 

Сложились внутренние вещи, когда Новый год молодежь отмечает интеллектуальной игрой, аналог квиза. Не без хвастовства скажу — евреи славятся смекалкой. И каждый Новый год мы стараемся встречать, устраивая мозговой штурм. Весной в канун праздника Лаг ба-Омер мы встречаемся на природе. К этому дню в общине проводятся экологические акции. Так, в прошлом году ребята выезжали в область, и собирали мусор по побережью Суры. 

Такие у нас внутренние небольшие традиции.  

— Что нужно сделать, чтобы стать членом еврейской общины? Сколько сейчас в ней насчитывается людей? 

— Община еврейская, и ее деятельность направлена на работу с людьми этой национальности. Но я сразу хочу отметить, что у нас некоторое количество людей, которые не имеют еврейских корней, но они так или иначе пришли к нам в общину, заинтересовались еврейской культурой. Они нашли в еврейских книгах ответы на вопросы, которые их беспокоили и шаг за шагом эти люди настолько приблизились к нам, что мы и не представляем нашу деятельность без них. 

Раз в месяц для людей нееврейской национальности устраивается встреча, где с ними изучают отрывки из Торы, которые имеют актуальность для них. Мы обсуждаем философские вещи из еврейского мировоззрения, говорим об общечеловеческих ценностях. Что касается численности нашей общины, то восемь лет назад у нас насчитывалось 800 человек, сейчас меньше.

— Какие обязанности возлагаются на членов Пензенской еврейской общины? 

— У нас нет такого понятия как членский взнос или еще какие-то «повинности». Вполне добровольное сосуществование сообщества, в котором мы своей целью ставим сохранение еврейской культуры, ее традиций. Для нас самое главное, чтобы люди откликались, взаимодействовали с нами, сохраняли знания и передавали их своим детям. Лозунг нашего детского клуба «JFuture» как раз об этом: «Работа с детьми – это будущее,  которое мы создаем сегодня».

— Какие нерешенные вопросы у вас есть сейчас? 

— Главная наша проблема — человеческий ресурс. Старшее поколение людей уходит. В последние годы мы наблюдаем отъезд молодых людей, которые уезжают в Москву и не возвращаются в Пензу обратно. Ребята уезжают туда и стараются закрепиться уже там.  Некоторые отправляются в Израиль по разным образовательным проектам. Поэтому человеческий ресурс – самый главный вызов, который перед нами стоит. 

— Расскажите об отличительных особенностях национального еврейского костюма мужского и женского. Какие атрибуты одежды сейчас являются обязательными? 

— В таком контексте, как это воспринимается у других народов, у нас нет такого понятия. Потому что евреи при всей своей консервативности достаточно живо перенимали многие особенности тех народов, среди которых жили.  Особенности, которые ни в коем случае не противоречили религиозным нормам. Это касается кухни, элементов одежды и внешнего вида. При этом при всем также соседство с другими народами и в Азии, и Европе оказало влияние на развитие на разные аспекты, которые не касаются религии, не касаются веры в Бога, не касаются наших незыблемых принципов и основ. 

При этом если мы посмотрим фотографии столетней давности, то увидим, что евреи разных стран больше похожи на те народы, среди которых они жили, чем между собой. Очень сложно их идентифицировать как евреев. Но при этом есть элементы, которые являются неотъемлемой частью внешнего вида еврея. Прежде всего, это покрытая голова. Это является некой нормой для еврея, проживающего в любой стране. Покрывают голову либо кипой, либо шляпой или тюрбаном. Также евреи носят четырехугольное полотно, которое имеет кисти по углам — талит. Это тоже элемент одежды, который уходит корнями в библейский текст, в котором написано, что когда будете надевать одежду с четырьмя углами, то на них нужно повязать кисти, созерцая которые вы будете вспоминать все заповеди. 

Количество этих ниточек в каждой кисти имеет смысл и значение. Если сложить количество узлов и количество нитей, которые есть в четырех кистях, оно составит число 613. Это общее количество заповедей, которые мы имеем из Торы, и таким образом просматривается намек, на то, что созерцая эти кисти, мы вспоминаем обо всех заповедях Всевышнего.

Раньше в такие полотна люди заворачивались и использовали такой элемент внешней одежды. Сейчас мы надеваем талит только во время утренней молитвы. Евреи также постоянно носят малый талит – он намного меньшего размера с вырезом для головы. Обычно его надевают под рубашку. 

У религиозных евреев можно заметить из-под пиджака белые кисточки. Это и есть кисти талита — цицит. 

Что касается женской одежды, то важнейшим критерием здесь является скромность. По традиции женщинам нельзя надевать брюки, потому что это считается элементом мужской одежды. Женщины ходят в платьях, юбках ниже колена, чтобы был прикрыты локти и ключицы. Замужние женщины покрывают голову, как правило, париком или платком. Замужняя женщина не может находиться в общественном месте с непокрытой головой.

— Давайте поговорим о свадебных традициях. Соблюдают ли их сейчас молодые?

— Если создают семью еврей и еврейка, мы не говорим о смешанном браке, то чаще всего люди стараются соблюсти обычаи, это входит в моду. Это интересно. Необычно, это не похоже на обычные свадьбы. Национальная свадьба может стать сама по себе изюминкой. В день свадьбы жених и невеста постятся. Сам свадебный обряд происходит вечером, когда на небе появляются звезды и таинство происходит под свадебным балдахином. Свадебную церемонию проводит раввин. Кроме жениха и невесты присутствуют родители с обеих сторон, два свидетеля-мужчины. Женщины не могут быть свидетелями по еврейскому закону. Свадебный балдахин здесь символизирует жилище жениха. Когда будущих супругов ведут по очереди к этому балдахину, жених идет туда первый, и он ожидает там невесту, которую мать жениха и мать невесты подводят к нему. Таким образом они вводят ее в дом жениха. Это такой символизм.

Почему это происходит под открытым небом. Это отсылка из Пятикнижия, к Библии, к Торе, когда Всевышний вывел Авраама из шатра и сказал ему: «посчитай звезды на небе, тот сказал, я не могу этого сделать, их бесчисленное количество. Тогда Бог спросил, можешь ли ты сосчитать песчинки под ногами, он ответил точно также. Тогда ему Всевышний сказал, что таким же многочисленным станет твой народ. Твои потомки будут такими же многочисленными, как звезды на небе, как песок в пустыне. Для этого знака благословения о потомстве, о том, чтобы наш народ развивался и преумножался, мы проводим этот обряд. Создается ячейка общества, новая семья, в которой появятся дети.

В конце свадебной церемонии жених разбивает бокал, в котором находилось вино, на которое читались благословения для жениха и невесты. В конце бокал разбивается ногой в память о разрушенном римлянами Иерусалимском храме. С тех пор никакая радость у нашего народа не может быть полноценной, пока храм стоит в руинах, пока не будет отстроен. В некоторых случаях голову жениху посыпают пеплом. Это тоже символизирует момент траура. Свадьба важнейший этап в жизни человека, но при этом ему голову посыпают пеплом, чтобы напомнить, что радость несовершенна. В нашей общине принято разбивать бокал.

Хотел упомянуть про брачный контракт. Одним это может показаться архаизмом, чем-то непонятным, ненужным, когда мы говорим о высокой любви, другим это, наоборот, кажется правильным. Брачный контракт у евреев имеет тысячелетнюю историю, и рассуждения о том, что он должен содержать, есть в Талмуде.  Надо сказать, что он составляется, прежде всего для того, чтобы защитить позицию женщины.  Прописываются обязательства мужчины по отношению к женщине, что он обязан ее содержать, кормить одевать, вплоть до того, что он продаст с себя последние вещи, ради того, чтобы его супруга была всем обеспечена. Также приводится сумма, которую жених должен выплатить в случае развода. В случае его смерти наследники должны выплатить ей определенную сумму.

Это все указывается в контракте. Женщина должна знать, где он хранится и если он утерян, супруги должны обратиться в раввинский суд, чтобы заново составить брачный контракт.

Вот пример того, насколько мудрецы пекутся о статусе женщины, чтобы она была защищена. 

Кольцо евреи не носят. Кольцо носят только женщины. Во время свадебной церемонии оно надевается на указательный палец правой руки. Тем самым она указывает на того, кто становится ее мужем, кому она теперь посвящена. 

Материал подготовлен при поддержке ФАДН.

Источник фото: предоставлено Д. Савиновым

Похожие статьи