6° ... 6°, ветер 1 м/с
63.85
70.6
Буртасские закупки. Педагогическое садо-мазо
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов

Благими намерениями выстлана дорога в ад. В нашем случае благие намерения — это информатизация образования, а ад — работа пензенских учителей и результаты госзакупок.

Что мешает педагогу?

Если мы попробуем составить TOP-3 вещей, мешающих нормально работать школьному учителю, то в него войдут:

  • Маленькая зарплата

  • Учебная программа, заточенная чисто под сдачу ЕГЭ
  • Огромное количество совершенно необходимых к заполнению документов

Побороть третью напасть призвана автоматизация образования. Попытки оную воплотить в жизнь ведутся с 2010 года. Именно тогда в Пензенской области появилась ЭСО — Электронная система образования.

ЭСО позволяет вести электронные дневники и журналы, портфолио учеников, учет материальной базы школ, заполнять отчетность, формировать расписание уроков и многое другое. В теории.

На практике получилась громоздкое и неудобное нечто, больше мешающее работе учителей и завучей, нежели упрощающее ее. Недаром, когда через несколько лет создавали «Электронную школу» (система оплаты питания в школьных столовых), управление образования категорически запретило использовать в ней систему аутентификации ЭСО — даже процедура входа в систему вводила педагогов в состояние легкой прострации.

ЭСО: план/факт

Мы попросили несколько учителей из школ Пензы и Пензенского района поделиться своими впечатлениями о системе (беседовать с нами согласились на условиях анонимности). Вот что нам рассказали.

В идеале картина должна выглядеть так: учитель приходит на урок с одним только учебником в руках. В компьютере, который стоит у него на столе, есть журнал и дневники, туда он ставит оценки, туда вносит домашнее задание. Родители со своих гаджетов могут посмотреть и успеваемость своих детей, и программу, которую они изучают в школе.

Задумка — супер. Но есть одно «но». Мы живем в Пензенской области.

Интернета в школах нет. Точнее, официально он есть, но работает по-человечески в трех-четырех кабинетах. Компьютеры, которыми оборудованы классы, старше некоторых учителей. Вести урок, работая в своем личном кабинете фактически невозможно. У руководства школ два пути: 1) тупо запретить бумажный документооборот вообще, вынуждая работать через «не могу», едва ли не с мобильника раздавая вай-фай; 2) разрешать педагогам работать с «бумажными» журналами и дневниками, а формы ЭСО заполнять постфактум из дома, например, раз в неделю. И то, и другое, по сути, — профанация самой идеи системы.

Проблема, впрочем, не только в инфраструктуре. По свидетельству пензенских педагогов, интерфейс ЭСО напоминает ранние версии Windows конца прошлого века — на «интуитивно понятный» он не тянет вообще. Обучение работе в личном кабинете где-то проводится, где-то проводится — но очень редко. Для тех, кто общается с ЭСО в режиме «из дома раз в неделю» этот «раз» становится настоящим испытанием. Рассказывают, что некоторые педагоги из старшего поколения тупо просят своих детей заполнить электронные дневники и журналы — вникать в систему нет ни сил, ни времени.

10 лет впустую?

Информатизация, понятно, дело тонкое. Но всякой тонкости есть предел. ЭСО существует в регионе уже без малого десяток лет. За это время на ее поддержку и доработку были потрачены десятки (возможно, сотни) миллионов рублей. В ряде других регионов аналогичные системы — полноценное ядро начального среднего образования. Что же у нас не так?

Каждый год на сайте госзакупок появляется процедура на тему «Техническая и лицензионная поддержка программно-аппаратного комплекса «Электронная система образования Пензенской области». Формулировка периодически меняется — это несколько осложняет поиск. Кроме того, с произвольной частотой появляются закупки услуг по доработке / модернизации / интеграции / etc. различных модулей и сегментов системы. Вот небольшая выдержка с http://zakupki.gov.ru:

Начальная цена закупок варьирует от 2 до 20 миллионов рублей. А сильно ли падают эти суммы в ходе торгов? Здесь наш постоянный читатель сможет и без нашей помощи дать ответ: не падают вообще. «Лицензионная и техническая поддержка» много лет подряд уходит по максимальной цене, а в процедуре всякий раз участвует один поставщик. Примеры: 2015, 2016, 2017, 2018.

Последний раз падение цены наблюдалось в 2014 году. Бюджет тогда сэкономил 31 361 рубль или 1% от начальной цены.

Исполнители год от года были разные: иногда ООО «Айти Механика», иногда ООО «Лоцман», иногда ООО «Лоцман-Плюс» — это, если что, всё связанные лица. Последнее, кстати, в 2019 году был ликвидировано решением арбитражного суда по факту завершения конкурсного производства. Зато остался сайт компании, где прямо указано, что ЭСО — это их разработка.

В последние годы мы наблюдаем рост цен на обслуживание и апгрейд системы, а «семья лоцманов» теперь работает по субподряду, что, впрочем, также легко отслеживается в открытых сервисах.

Бездонная глотка

Годы идут, деньги текут. Юрлица меняются, бенифициары остаются. Положа руку на сердце — можно было бы на все это закрыть глаза, если бы система работала. По факту же пока получается эдакое заказное садо-мазо: Минобр плотит, над учителями издеваются. А ведь за десять лет и за десятки миллионов можно было бы уже смастерить что-то, что хоть немного школе помогало, а не вставляло, прости хоспади, палки в колеса.

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи