В сети заговорили об отмене двухступенчатого высшего образования
Светлана Филиппова
Светлана Филиппова

Всё большее охлаждение к Европе и европейским ценностям на фоне реакции стран ЕС на проводимую на Украине спецоперацию влечет за собой изменения во многих отраслях, в том числе и образовательной сфере.

На фоне эскалации отношений с вышеперечисленными государствами в сети заговорили о возможной отмене двухступенчатого высшего образования, так называемой болонской системы,  изначально созданной для гармонизации с европейским образованием. Сегодня эта цель ушла на второй план. На фоне спецоперации неожиданно пришло  осознание, что у России свой особый путь, а внедрённая чужая система не нужна. 

Болонская система была создана 19 июня 1999 года после подписания Болонской декларации обучения, которая предусматривает разделение высшего профессионального образования на два уровня: бакалавриат и магистратуру, в нашей стране на нее перешли в 2003 году.

«Перестройка на новую модель до сих пор не произошла. Четырёх лет часто не хватает, чтобы сформировать специалиста. Магистратура в вузах часто существует непонятно для чего. Поступление в аспирантуру затруднено. Вместо развития менеджеры занимаются очковтирательством, —  пишет телеграм-канал Омский ПолитологоАнатом. — Формально систему «4+2» ввели, а вот другой аспект интеграции — изучение иностранных языков — остался на прежнем уровне. В зарубежные вузы поступают по-прежнему доли процента.

Возникает вопрос:  стоило ли ради этого ломать всю систему? Ведь можно было бы просто создать некую специальную ступень именно для тех, кто планирует учиться за рубежом. Кроме того, реформа высшего образования была косвенно привязана ко вступлению РФ в ВТО. И уже тогда говорили, что один из рисков — это снижение бюджетного финансирования. Очевидно, тогда никого российское высшее образование не волновало. Ключевой козырь для отечественной науки и образования называли один — «международные обмены и присутствие на глобальном рынке».

Болонская система вводилась для интеграции российской системы образования в европейскую (и мировую) и «обеспечения возможности участия российских студентов и выпускников в системе международного непрерывного образования». Некоторые студенты этой возможностью воспользоваться смогли. В подтверждение наших слов, выдержка из новости 2020 года с сайта ПГУ: 

 

«Один из выпускников юридического института — Брахим Али Сиддик из Чада — благодарен университету за годы, проведенные в его стенах: «Пенза стала для меня родным городом. ПГУ — один из лучших вузов РФ, который выпускает действительно хороших специалистов, и я очень рад, что тоже вхожу в их число. Моя профессия — юрист — одна, пожалуй, из благороднейших профессий, ведь теперь мне предстоит помогать людям. Я говорю „спасибо“ университету за возможность реализации как в научной и учебной, так и в творческой и спортивной сферах.

За время обучения я познакомился со студентами из разных стран мира, их культурой и традициями. Мы, иностранные студенты, действительно стали семьей. Сейчас я планирую поступать в магистратуру во Франции, но я всегда буду помнить свою альма-матер!»

 Однако массовым поступление в вуз ради продолжения заграничного обучения назвать сложно. Да и такое присутствие в высшей школе может быть полноценным только при нашей конкурентоспособности. В противном случае мы получили просто отток студентов. 

Между тем качество подготовки студентов, в том числе и в Пензенских вузах, действительно часто оставляет желать лучшего. Зачастую молодые специалисты приходят трудоустраиваться абсолютно «нулевые». В моей практике несколько лет назад были собеседования со студентами профильного факультета, ни разу не писавшими журналистских текстов.

Кроме того, в результате перехода на Болонскую систему значительно сократились не только академические часы, но и сами дисциплины. Вместе с урезанной системой образования на выходе мы получаем специалистов с зачастую урезанными знаниями.

Кстати, об отмене деления российского высшего образования на бакалавриат и магистратуру говорилось еще в 2019 году. Тогда вице-спикер Ирина Яровая поднимала вопрос о целесообразности существования высшей школы в «Болонском» виде. Вот были ж у нее нормальные мысли, но, видимо, тогда всем было не до вузов — нужно было думать о суверенитете интернета, ограничениях, контроле в сети и оттуда вытекающих иных законопроектов, по официальной версии, призванных бороться с терроризмом и экстремизмом.

Похожие статьи