Полтора месяца с новым мэром. Попытка мыслить системно
Светлана Филиппова
Светлана Филиппова

С 31 октября Пензой руководит новый мэр. Пришел он в непростой период: как с политической точки зрения, так и с точки зрения состояния городского хозяйства.  

Андрею Лузгину повезло. Он — креатура губернатора и сейчас имеет уникальную возможность успешно «стартануть» и зарекомендовать себя в новой должности. Заработав себе приличные очки на перспективу. Конечно, полтора месяца — слишком малый срок, чтобы можно было давать какие-то оценки, поэтому от них мы воздержимся. 

На стиле

Но. В течение полутора месяцев город просто раздирают коммунальные аварии. И мы понимаем, что с таким наследством жить Андрею Вячеславовичу совсем непросто.

В отличие от своего предшественника, Андрей Лузгин пытается работать несколько по-иному. Он, как и когда-то Юрий Кривов, пытается ставить задачи ответственным чиновникам, ожидая от них реакции. Без ручного, так сказать, взаимодействия.

Да и все мы помним, что именно Юрий Иванович за недолгий срок своего мэрства  запустил городской портал «Открытая Пенза» и даже начал разбираться с управлением городского имущества. Электронная система управления муниципальным имуществом до сих пор хранится в анналах МНПК «Росоператор» — последующих мэров, в принципе, устраивало и текущее теневое положение дел. Свою работу Андрей Вячеславович тоже начал с упоминания электронных сервисов и необходимости их внедрения в жизнь горожан.

В то же время стиль Андрея Лузгина также схож с ранним стилем управления Ивана Белозерцева, когда он пытался перестроить чиновников областного правительства с ручного управления на самостоятельное плавание.

Но у Ивана Александровича, скажем прямо, сделать это не удалось. И главная причина в том, что команда, с которой он сегодня работает, практически вся уже заточена на ручное управление. А потому перестроить 12-15 человек одновременно под новый стиль практически невозможно. 

Особенно ярко это выражается на оперативных совещаниях прошлого года. Когда только после того, как губернатор начинает выносить сор из избы, объявлять выговоры или жестко порицать — чиновники начинают работать. В принципе, это неплохо. Главное — результат. Он есть, значит, выбранный курс в целом верный.

У Андрея Лузгина ситуация сегодня несколько иная. Его команда относительно новая, и окончательно ее мэр не сформировал. А значит у него пока есть реальный шанс выстроить иерархическую систему управления по подобию той, что он имел в областном правительстве.

Да, и в  отличие от того же Виктора Кувайцева, Андрей Лузгин не пытается погладить каждую трубу или побывать на месте очередного прорыва. Он пытается управлять своей командой и через них совершать какие-то управленческие решения. 

Главная беда Андрея Лузгина

Но мы, кажется, отвлеклись. Безусловно, приоритетной задачей для нового мэра является обновление инженерных коммуникаций. Катастрофа на Аустрина прогремела на всю страну. Но сколько у нас коммунальных аварий происходят ежедневно, еженедельно?

До 12 утечек ежедневно приходится устранять работникам «Горводоканала», — признавался в недавнем интервью прежний управляющий компании Сергей Ивенков.

Город стоит на коммуникациях, построенных в прошлом веке. Многие из них не готовы уже к современным условиям эксплуатации и остро нуждаются в замене. Насколько остро — они периодически напоминают крупными авариями.

И пока Виктор Вексельберг покупает очередную «яхту, самолет или коттедж» в провинциальной Пензе люди, передвигаясь по улицам боятся, как бы на этот раз и  под ними не провалился асфальт.И здесь выход из ситуации возможен лишь один. 

Коммунальный бизнес, судя по количеству яхт, элитной недвижимости и дорогих авто у конечных бенефициаров, высокомаржинальный. Пензенской власти сегодня крайне необходимо обозначить свою жесткую позицию по вопросу состояния городской инфраструктуры. Ресурсоснабжающие компании нужно заставить инвестировать и модернизировать ветшающие сети. Деньги на ремонт нужно собирать не с населения, закладывая затраты на реконструкцию в тариф, а с зажравшихся и потерявших чувство реальности монополистов.

Жесткая позиция власти и поддержка региональной прокуратуры может сдвинуть эту ситуацию с мертвой точки. Шаг за шагом городская инженерная система должна обновляться. Но это возможно только при жесткой позиции губернатора и мэра. Надеемся, она у них будет.

Похожие статьи