Пензенские предприниматели просят депутатов вмешаться в историю с «Горводоканалом»
Светлана Филиппова
Светлана Филиппова

В период эпидемии коронавируса тема штрафов «Горводоканала» несколько отошла на второй план, однако, в связи с новыми экономическими трудностями она стала ещё актуальнее и мы о ней не забыли, а потому — продолжаем.

Некоторые читатели могут упрекнуть нас, мол, вы только критикуете, но ничего не предлагаете. Сегодня — в конструктиве— мы предлагаем несколько вариантов  выхода из сложившейся ситуации.

Начнем с матчасти для тех, кто немного подзабыл. Итак, в настоящее время одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов:

- требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.

- нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167;

Указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность:  требования к составу и свойствам сточных вод абонентов - на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения, а нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты). Исходя из этого есть два самостоятельных видов платы:

- плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами N 644.

- платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

Если говорить о первом виде платы, то он регламентируется постановлениями федеральных исполнительных органов власти. При этом в постановлении 644 есть пункт, позволяющий  абонентам заключать договора с «Горводоканалом» на особых условиях, в случае сброса сточных вод абонентом с нарушением требований. Понудить «Горводоканал» к  заключению таких договоров с разумными особыми условиями платы —  первая задача всей нашей деятельности.

Второй вид платы регламентируется органами местного самоуправления и субъектами РФ . Нормативы качества сброса сточных вод устанавливает орган местного самоуправления, а порядок определения суммы – субъект РФ.

Нормативы были приняты в 2010 году и с тех пор они не изменялись. Хотя в законодательстве определено, что нормативы должны устанавливаться органами самоуправления исходя из нормативов, установленных для водоотводящей организации — «Горводоканала», и исходя из эффективности работы его очистных сооружений.

Поэтому мы решили проанализировать эффективность работы очистных сооружений и установленные нормативы за несколько лет. Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской области предоставило нам - нормативы сброса сточных вод, установленных для Горводоканала утвержденных в 2011, 2015 и 2019 годах.  Проанализировав документацию, мы пришли к выводу, что нормативы постоянно  менялись.

К примеру, в 2011 году допустимая концентрация взвешенных веществ составляла 7,49 мг\дм³. В 2015-м – уже 8,4. А в 2019-м — уже 8,6. При этом для конечных абонентов — субъектов бизнеса — нормативы не изменялись. И такая картина по остальным параметрам. То есть, пензенские предприниматели «переплачивали», не зная о том, что есть вариант работать «в рынке».

 Если проанализировать эффективность работы очистных сооружений «Горводоканала», можно увидеть, что они зачастую функционально не справляются со своими технологическими функции. По большинству параметров фактическое содержание загрязняющих веществ превышает допустимые параметры. Компания уже в который раз опять объявила о модернизации очистных сооружений. Но как показывает жизнь этот процесс этот не столь быстрый, как банкротство пензенских предприятий.

Данные за 2018 год:

В документе наиболее критические отметки показателей выделены красным.

Какой вывод напрашивается из этого анализа? Муниципальные пензенские депутаты должны заставить себя пересмотреть нормативы для абонентов «Горводоканала». Таким образом, они не только помогут пензенскому бизнесу выжить, но и выполнят свою непосредственную депутатскую работу. При том, нам известно, что многие из народных избранников, в принципе, за то, чтобы облегчить ношу пензенского бизнеса, возложенную на него «Горводоканалом». В общем, обращаемся к главе города: Владимир Борисович, здесь все зависит от вас!

На наш взгляд, именно приведение городских нормативов в соответствующее состояние может стать вторым серьезным шагом навстречу уже итак серьезно пострадавшему бизнесу. При том, что решение здесь зависит не от ресурсника-монополиста, а от депутатов, которых выбирали мы с вами.

А вот с третьим предложением несколько сложнее. Мы уже неоднократно писали, что формула из постановления Правительства, по которой теперь должен вестись расчет  взимания платы с абонентов за превышение нормативов качества сточной воды, не совсем адекватна и не отвечает современным рыночным условиям. При том, что принималась она без какого-то широкого обсуждения экспертами.

А потому актуальность  ее у специалистов вызывает большие вопросы. Однако с нашей позицией не согласны ни пензенское правительство, ни «Горводоканал». Подробнее о формуле можно посмотреть здесь. Но именно пересмотр порядка расчета   определения суммы платы с абонентов может стать еще одним ключевым и, подчеркиваем, конструктивным разрешением конфликта, возникшего между предпринимателями и «Горводоканалом».

Как видим, серьезных ресурсов для разрешения проблем не требуется. Нужна политическая воля! Верим, что ее хватит!

Скрины документов доступны по ссылке
 

Похожие статьи