От госвеличия к росту благополучия и свободы граждан: новая историческая задача российского государства
Андрей Мясников, доктор философских наук, ПГУ
23 января этого года вышел в свет доклад московских политтехнологов «Миссия Путина», в котором подробно разъясняются успехи и достижения действующего президента России за 20 лет его правления. Итогом доклада стала, в общем-то, очевидная мысль, что Россия достигла при Путине государственного величия, которое выражается в мировом военно-политическом признании и мощной сырьевой экспансии. Государство за эти годы разбогатело, и вместе с тем улучшилась жизнь многих россиян.
Можно вполне согласиться с этими выводами, и добавить от себя, что президент выполнил задачу переходного времени — сохранил российскую государственность и суверенитет (после распада СССР и лихих 90-х годов) с помощью жесткой централизации всей системы управления и мобилизации огромных материальных ресурсов для нужд госбезопасности, обороны и ВПК. Эта задача была решена уже к 2018 году, и сразу в обществе стали назревать вопросы:
— А что дальше? Будет ли рост экономики и благополучия большинства граждан, а не только правящего класса чиновников и силовиков?
В 2019 году к этим вопросам добавился еще один: сможет ли президент справиться с новой исторической задачей — сделать жизнь россиян справедливее, богаче, здоровее, счастливее, и в итоге – свободнее?
Отчетливо понимая сложность и судьбоносность последнего вопроса, в январе 2020 года В.Путин сделал важные заявления в своем Послании и предпринял активные действия для реализации новой задачи: смена правительства, конституционные поправки и другие организационные изменения. Минимальные социально-экономические гарантии, закрепленные в обновленной Конституции, должны поддержать беднейшие слои населения, также как и бесплатное питание для школьников младших классов и материнский капитал за первого ребенка.
Но тут же неумолимо возникают вопросы о справедливости. А почему в детских садах питание останется платным? Почему родители школьников средних классов должны платить за питание? И откуда у государства вдруг возьмутся деньги на эту «благодать свыше»? Ведь в трехлетнем бюджете на 2020-2022 годы этих денег не было, хотя оппозиционные партии осенью 2019 года настаивали на увеличении социальных расходов, но им сурово говорили, что «лишних денег нет».
Как отмечают многие обществоведы, запрос на социально-экономическую и правовую справедливость становится главным условием новой исторической задачи. И как мы знаем из отечественной и мировой истории, именно этот запрос является движущей силой буржуазно-демократических революций. Если он не будет реализован в ближайшее время, то начнутся революционные потрясения, вероятнее всего, не кровавые, например, как в Армении или в Грузии. Но при этом происходит быстрая смена политической элиты. С учетом размеров и разнообразия России этот процесс может быть очень сложным.
Мы можем предположить, что президент и правящий класс решили всерьез взяться за новую историческую задачу и не допустить революционной смены власти. Стоит вспомнить, что эта задача уже назревала в 2013 году, а именно в октябре того года на форуме «Россия зовет!» президент Путин провозгласил программу экономического ускорения, повышения эффективности управления и производительности труда, улучшения благополучия граждан и др.
Но весной 2014 года начался военно-политический конфликт с Украиной, последовали международные санкции и экономический спад. И вот в 2020 году мы возвращаемся к этой задаче, правда, в иных геополитических условиях: сейчас — «мы в окружении врагов», а в 2013 году хотели конкурировать за мировые инвестиции и сотрудничать с ведущими экономиками мира.
Итак, еще одна попытка …
Сможет ли нынешний правящий класс осуществить реальные социал-демократические реформы, и поддержат ли их россияне? Здравый смысл и жизненный опыт постсоветского времени подсказывают каверзные вопросы: откуда возьмутся большие деньги на новые социально-экономические обязательства? Может из наших же карманов или придется забрать у силовиков?
Где конкретная программа экономической модернизации страны, которая определит механизмы повышения производительности труда и роста благосостояния граждан? Будет ли начата политическая либерализация, позволяющая задействовать огромный потенциал частных интересов россиян? Будут ли в России равные, конкурентные и честные выборы всех органов публичной власти, без которых невозможна нормальная общественно-политическая жизнь? Эти и другие вопросы заставляют серьезно задуматься о будущем России и политических перпективах Владимира Путина и его команды.
****
Вернемся к докладу и обратим внимание на так называемые «уроки Путина», которые предлагают нам «выучить» современные политтехнологи. Для современной социально-практической философии важно выяснить, какие из заявленных «уроков» не будут соответствовать новой исторической задаче, т.е. окажутся препятствиями для продвижения к богатому, свободному и справедливому российскому обществу.
Начнем с третьего урока — «следовать естественному ходу вещей». Авторы доклада намерены уподобить российского президента древнекитайскому императору, исповедующему даосизм, и нацеленного только на «поддержание внутреннего равновесия в государстве», ведь перемены опасны, так как их не любит Дао. Такая мистико-спекулятивная позиция хорошо оправдывает любой авторитарно-консервативный режим, придавая верховной власти сакральный, сверхъестественный характер.
При этом авторам доклада приходится допустить, что общество и его история не творится самими людьми, а «развивается по внутренним законам и по Божьей воле, но никак не в соответствии со спущенными сверху Большими планами и детально расписанными программами» (С. 142). Эта хитроумное допущение предназначено снять ответственность с правителя и правящего класса за разработку ясной программы развития общества и государства и за ее реализацию. Так, например, если не получилось реализовать майские указы 2012 года, то значит, не судьба… и никто в этом не виноват… Удобная позиция, молодцы политтехнологи!
Но так как сам президент Путин начал активно действовать в этом году, и взял на себя всю ответственность за предстоящие системные реформы, то этот старый «урок» можно спокойно забыть.
С третьим «уроком» непосредственно связан и четвертый — «не создавать умозрительных доктрин». По мнению наших политтехнологов, современный мир стал слишком сложным и никакие идеологии не могут выражать всей этой сложности жизни. Получается, что у современного правителя России не должно быть какой-то ясной идеологии или общей программы развития страны в области экономики, права, политики, социокультурной сферы и др. Он как бы должен учитывать все общественные интересы, со всеми советоваться и тактически балансировать между ними… Но если его спросят:
— Куда же мы идем?
Он должен просто, вежливо и тактично сказать:
— Вперед, друзья!
Такая хитроумная неопределенность может быть эффективной в переходные периоды, особенно в условиях тайного передела государственной собственности и политической незрелости населения. Но для современной России такая идеологическая, политическая неопределенность становится угрозой распада государственности, так как официальная стратегическая неопределенность порождает конфликт разнонаправленных интересов и убеждений, и непримиримую борьбу за правоту своих идей.
С идеологической неопределенностью также непосредственно связан и восьмой «урок» — «не посвящать посторонних в свои планы». По мнению политтехнологов, к числу «посторонних» относятся не только зарубежные противники, но и граждане страны, которые не должны знать о планах своего правителя, и это состояние неведения должно быть условием успешного управления большой территорией. Такая тактическая хитрость (свойственная всем сотрудникам спецслужб) уместна в борьбе с внешними противниками и конкурентами, но в отношении своих же сограждан она представляется очень странной и не соответствующей сути демократического государства. Для дальнейшего социал-демократического развития российского общества важна открытость политики президента и правящего класса.
И еще один «урок» (девятый) — «делегировать свои задачи врагам» — является устаревшим и очень опасным политическим стереотипом, особенно в современной ситуации мирового экономического сотрудничества и необходимости совместного решения растущих глобальных проблем. Опасность заключается в самой враждебной риторике, которая противопоставляет Россию всем остальным странам, и заставляет относиться к нам с большим подозрением, как к «политическим динозаврам», которые готовы в любой момент проглотить легкую добычу.
Для решения новой исторической задачи российское руководство не должно настраивать против себя ни потенциальных союзников, ни конкурентов, так как в глобальной экономике «врагов» уже нет, но есть аутсайдеры, которые постепенно уходят с исторической арены, как Куба, Венесуэла, Северная Корея и некоторые другие страны.
Вывод
С точки зрения современной социально-практической философии реализация новой исторической задачи является общеразумным движением российского общества и государства к высшим степеням человеческой свободы, которые обеспечивают достойную и интересную жизнь каждого гражданина. Как показывает мировой опыт, достижение этих высших степеней свободы — политической самостоятельности, нравственно-религиозной автономии и творческой самореализации — предполагает демократическую конституционно-правовую основу, которая должна быть надежным гарантом личной безопасности всех граждан, незыблемости прав частной собственности, а также других прав и свобод.
В связи с этим Конституционные реформы, начатые в январе 2020 года, вызывают некоторые опасения из-за своей поспешности и невозможности внести в них существенные изменения и дополнения другими политическими субъектами, кроме президента. По всей видимости, обновленная Конституция будет закреплять политические результаты, достигнутые при решении первой исторической задачи − восстановление государственного величия и суверенитета России.
При этом в действующей Конституции содержится большой социал-демократический потенциал для перехода к высшим степеням свободы. Активизация этого потенциала уже началась в 2019 году, и если она будет поддержана государственными институтами, то третье десятилетие 21 века может стать эпохой нового русского Возрождения.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00137 «Эволюция свободы в постсоветском обществе: социально-философский анализ и практическое моделирование»
Источник фото: https://nevasport.ru/114275-ispolkom-wada-lishil-rossiyu-uchastiya-v-krupnyh-turnirah-4-goda/