Кто получит «плюшки» от игрушечной забастовки медиков в Пензе?


Май оказался щедрым на события, которые не лучшим образом характеризуют систему здравоохранения Пензенской области. Одной только скандальной истории, сопровождавшей отставку теперь уже бывшего главы регионального минздрава Владимира Стрючкова, могло бы с лихвой хватить. А тут еще конец месяца «радует» сообщениями о забастовке медработников.
Сообщениями о начавшейся забастовке пензенских медиков новостные ленты интернет-порталов федеральных СМИ запестрели в понедельник, 27 мая. Стоит оговориться, что речь идет не обо всех подряд медработниках, а о сотрудниках ГБУЗ «Пензенская областная станция скорой медицинской помощи» — фельдшеров, медсестрах и медбратьях-анестезиологах, водителях.
Суть претензий работников «скорой» была сформулирована в их открытом заявлении, в выходные опубликованном в ряде СМИ. Требования к своему руководству они обозначили в шестнадцати пунктах. Основные заключаются в трех позициях, выполнение которых, по мнению организаторов акции, должно способствовать увеличению качества оказания скорой медицинской помощи в разы.
Главное — ликвидация кадрового голода, из-за которого отмечается нехватка бригад, которых по факту меньше числящихся. Вторая проблема — неукомплектованность бригад специалистами-реаниматологами, вследствие чего нередко на экстренные выезды отправляются медики иного профиля. Ну и третий пункт — повышение реального уровня зарплаты медработников до того, что был намечен в майских указах Президента РФ.
Свою акцию медработники «скорой» вознамерились проводить в виде итальянской забастовки, предусматривающей работу строго по инструкциям и стандартам без шага влево или вправо. Конкретно с 27 мая часть фельдшеров должна отказываться от работы на выезде в составе неполной бригады. Медбраты и медсестры должны отказываться от обслуживания вызовов без врача-реаниматолога. А с 10 июня водители при выходе на линию должны отказываться принимать автомобили с техническими неисправностями, на которые приходится «закрывать глаза» под давлением начальства.
Сообщения о забастовке, пусть и в «итальянском формате», судя по комментариям на интернет-порталах, вызвало как одобрение, так и возмущение. Благо поводов для недовольства своей работой и отношением к пациентам предоставлялось достаточно как медиками в целом, так и работниками «скорой» в частности.
Мы в достаточной степени осознаем, что работа в «скорой помощи» весьма тяжела. Осознаем и то, что система здравоохранения в регионе основательно прогнила во многом благодаря ее руководителям, в том числе и экс-министру Стрючкову, о чем неоднократно указывали в своих материалах и ранее. Согласны и с законностью обозначенных требований и необходимостью их соблюдения. Поэтому не станем углубляться в их суть. Но на некоторые моменты, сопутствующие афишированной забастовке, все же внимание обратить стоит.
Кто является основным «баламутом» во всей этой истории? Ознакомление со множеством материалов приводит к выводу, что главные «смутьяны» находятся отнюдь не в Пензе. Явно просматриваются уши профсоюза «Действие», который, согласно справке, был утвержден в декабре 2012 года группами медиков из Москвы и Ижевска. Наибольшую активность при этом проявляет выходец из Ижевска, сопредседатель профсоюза Андрей Коновал, комментирующий ситуацию с пензенской «скорой» активнее местных медиков.
На одном из порталов со ссылкой на Андрея Коновала сообщается следующее: «Решение о начале протеста было принято 23 мая на собрании актива межрегионального профсоюза медработников «Действие». В данном случае обращает на себя внимание то обстоятельство, что именно в этот день, 23 мая, стали поступать сообщения о задержании экс-министра здравоохранения области Владимира Стрючкова. Довольно странное совпадение.
Это может наводить на мысль, что каким-то силам ситуация со Стрючковым оказалась на руку, и они решили использовать ее в своих целях. Причем не обязательно силам пензенским. Как-то с трудом усваивается то, что пензенские медики, годами терпящие развал здравоохранительной системы, в том числе и работники службы «скорой помощи», не выдержали-таки именно сейчас, и враз сорвались. Причем именно в тот момент, когда главного «супостата» этой системы основательно «прижучили», и в связи с этим появились хоть какие-то надежды на перемены к лучшему. Кому это выгодно?
Обратила на себя внимание и страусиная позиция руководства ГБУЗ «Пензенская областная станция скорой медицинской помощи» и регионального минздрава. Главврач ГБУЗ Владимир Атякшев в понедельник достаточно долго утверждал, что ни о каком «бунте на корабле» он не знает, что его никто не уведомлял. Между тем, в некоторых СМИ сообщалось, что уже в 8 часов в его приемной было зарегистрировано обращение сотрудников с требованиями и регламентом протестной акции.
Долго не было информации и со стороны минздрава области. Лишь ближе к вечеру на официальном сайте ведомства появилось сообщение о работе в штатном режиме, в котором утверждалось, что на выезде работают 133 бригады и нарушений регламента при этом не зафиксировано.
Пенза — не Италия. Действительно, как мы уточнили по своим каналам, ничего экстраординарного в первый день обозначенной забастовки не происходило. Ну а если и прибывали машины «скорой» по вызову вместо предусмотренных стандартами двадцати минут за сорок или час, то привыкать ли к этому жителям области?
Согласно сообщению Андрея Коновала в «ЖЖ», к «итальянской забастовке» присоединились 135 сотрудников «скорой». Что немало для Пензы. Между тем в иных СМИ со ссылкой на него же говорится о сорока бастующих.
Тишь да гладь понедельника в совокупности с рядом несоответствий в сообщениях СМИ свидетельствует о том, что забастовка сорвалась, по крайней мере, в первый обозначенный день. Да и, похоже, ее не было в реальности, и все сообщения из Пензы о ней можно приравнивать к фейковым. А подхватывающие их федеральные СМИ зачислять в разряд интеграторов фейковых новостей.
Как бы то ни было, ситуация со здравоохранением в регионе продолжает оставаться сложной. И служба «скорой» в этой системе является, пожалуй, самым слабым звеном. Некоторые склонны связывать эту ситуацию с «игрой Шпигеля в борьбе за назначение на должность министра своего очередного ставленника», а кто-то с системной проблемой в целом по стране.
Есть забастовка, нет забастовки, но звонок прозвенел. Проблему «скорой» необходимо решать. Ну а пензенцам остается пожелать меньше хворать в процессе этого решения.
P.S. И еще. Все это более всего похоже на то, что на территории нашего региона в режиме эксперимента отрабатывается технология проведения подобных забастовок. Которых на самом деле нет, а вброс в СМИ идет мощный.
Источник фото: https://mirtesen.ru/