Беспредел пензенских чиновников. Регион домоседов
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов

Трэш-история с господином Стрючковым в главной роли и другие скандалы с пензенскими чиновниками заставили вновь задуматься о том, что власть имущие живут по принципу «что хочу, то и ворочу». Портал «Пенза-Онлайн» подготовил серию публикаций по данной тематике. Сегодня — несколько мыслей о том, почему некоторым можно все.

По всей России катится волна конфликтов населения с властью. Ингушетия борется против присоединения части ее территории к Чечне на «сидячем» митинге местных старейшин. Крошечный поселок Шиес в Архангельской области восстал против создания рядом с ним мусорного полигона. Екатеринбург отказывается жертвовать сквер ради очередного ансамбля «церковь+бизнес-центр».

  Каждый решает за себя, но екатеринбуржцы заставили говорить об их вопросах — и в примирительном ключе — уже президента России: «Храм должен объединять людей, а не разъединять».

Что же решают для себя пензенцы? Наш регион всегда слыл «тихой гаванью». Город спокойно съедал результаты очередных выборов, скандалы с чиновниками, проблемную повестку федерального уровня. Ситуация сдвинулась с мертвой точки пару лет назад, когда активизировались представители трех политических движений: «Левый фронт» (обычно в связке с КПРФ, Комсомолом, дольщиками), «Поколение нового времени» и «правые», включающие в себя сторонников Алексея Навального, Либертарианской партии. Их усилиями 2018 год был ознаменован рядом акций. Число участников которых росло от нескольких десятков человек до пятисот.

Регион домоседов

Крупнейшие пензенские митинги в 2018 году прошли по федеральной повестке. Иначе дело обстоит с повесткой местной. Большинство пензенцев про нее вообще не знают. Но, увы, она есть. Речь идет о так называемом деле «Сети» («Сеть» — запрещенная на территории РФ организация).

Кратко напомним суть истории. В октябре-ноябре 2017 года были задержаны несколько молодых людей из Пензы и Санкт-Петербурга. Их обвинили в создании преступной организации, планирующей, в том числе, проведение терактов с целью дестабилизации обстановки в стране. В январе-феврале 2018 года появляется информация, что к задержанным применялись пытки. По сведениям, поступавшим от самих участников «Сети», к ним применяли электрошок, били, подвешивали вниз головой, требуя признательные показания.

Ситуация привлекла внимание ряда общественных организаций. Родственники и друзья фигурантов считают, что дело было сфабриковано. В поддержку молодых людей периодически проходят акции в разных точках страны.

Дело, которое ведет ФСБ, вызвало опасение со стороны публики. Пензенский активист Юрий Вобликов говорил о наличии самоцензуры со стороны региональных изданий. Действительно, в течение зимы-весны 2018 года на страницах Пензенских Интернет-изданий можно было насчитать от силы штук пять небольших публикаций по делу «Сети».

Среди тех, кто не остался в стороне от дела, были члены движения «Поколение нового времени». Руководитель «ПНВ» Иван Финогеев даже на акции «Он нам не царь» появился в футболке с именами фигурантов.

Об активности пензенцев в отношении дела «Сети» можно судить по рассказу Ивана Финогеева:

— Первые акции прошли в апреле 2018 года. Участвовали члены «ПНВ», другие активисты, родственники ребят. Администрация отказывала нам в проведении акций, приходилось идти в гайд-парк. Или выстраиваться на Московской в одиночные пикеты. Сначала прохожие вообще не понимали, что происходит. Некоторые подходили, спрашивали.

Где-то спустя полгода состоялась московская акция «Марш материнского гнева», в Пензе тоже прошло несколько акций. В январе этого года мы говорили про «Сеть» в рамках дня памяти погибших антифашистов Маркелова и Бабуровой. Но в акциях участвуют в основном члены общественных организаций и близкие ребят. Остальных — не более пяти процентов.

Кто дрался  тот уже не проиграл

Жители Екатеринбурга, как ни парадоксально, уже победили. Даже если «бизнес-церковь» все же построят — сопротивление жителей дисциплинирует всемогущих дельцов.

Просто педагогический пример: родители 18-летнего подростка против употребления им спиртных напитков. Понятно, что при желании он сможет выпить все, что ни захочет. Но родительский запрет или просто укор все равно заставят его подумать прежде, чем купить очередную бутылку пива. Один раз купит — три раза не станет.

Так же и здесь. Застройщикам, запустившим процесс, уже не хочется отступать. Но посягнут ли они на следующий сквер, зная, к каким последствиям это приведет? Скорее всего, нет. Кто знает, сколько скверов своей акцией уже спасли екатеринбуржцы?

И даже немногие протестующие по делу «Сети» смогли добиться локального успеха: проблема попала в информационное поле, журналисты получили доступ к информации. На одном из заседаний даже присутствовали корреспонденты ВВС. А большой зал Пензенского областного суда уже с трудом вмещал всех желающих присутствовать на процессе.

Тварь дрожащая или право имеешь?

И все же массово пензенцы пока что себя никак не проявили. Речь о том, чтоб высказать свое слово по городским проблемам, будь то точечная застройка, охрана памятников или какие-либо неправомерные решения чиновников в виде мирного, но массового мероприятия было бы здорово. Это политическая культура. Увы, пока нас она не затронула.

Почему-то за этими рассуждениями вспомнился фрагмент из статьи «Неудачник» на сайте Луркоморье:

«Представьте себе длинную очередь в людской какого-нибудь чиновника или врача. Приехавшие с раннего утра, злые, невыспавшиеся люди уже несколько часов на лавочках в коридоре смиренно ожидают своей очереди на приём. И тут в двери появляется прилично одетый мужчина лет сорока. Не обращая внимания на людей, он быстро проходит по коридору, заходит в кабинет и через пятнадцать минут уходит, не говоря ни слова. Толпа возмущена. В течение следующего часа люди обсуждают, какой же хам и беспринципный эгоист этот мужчина. Какие же нелюди все эти … Как их земля ещё носит? Это безобразие!

Проходит час, и обсуждение затихает — все дальше продолжают сидеть и смирно ждать своей очереди. Никто из них не посмел остановить наглеца и не посмеет за ним повторить. Эта статья — о них, о неудачниках. Может быть, и о тебе?»

Продолжение следует…

Похожие статьи