Ситуация с музеем народного творчества напоминает то, как поступили с планетарием — пензенские градозащитники
Елена Альшина
Елена Альшина

Мало таких людей, которые хоть раз не посещали бы музеи, хотя бы потому, что человек с детства приобщается к культуре. В основном для многих музей — место, где хранится историческая память, представлены уникальные экспонаты разных эпох.

Среди жилых домов в Пензе рядом со сквером, бывшим усадебным парком, находится уникальное здание, один из красивейших памятников деревянной архитектуры Пензенского края — музей народного творчества, на протяжении многих лет находящийся на ул. Куйбышева. Сквер создал последний, но не единственный владелец усадьбы, лесопромышленник Степан Тюрин. Здание уникально тем, что в его предметах быта и экспонатах ярко отражена история Пензенского региона.    

Со слов председателя регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Станислава Блинова, двухэтажный деревянный дом с мезонином был отреставрирован в 1970-х годах при поддержке ВООПИК бригадой резчиков по дереву — братьями Сорокиными (Николаем Ефимовичем, Василием Ефимовичем и Иваном Ефимовичем) из села Русский Камешкир, украсившими дом ажурной вязью пропильных кружев.  

Как нам стало известно, музей был построен примерно в 1850 году. Об этом рассказал специалист по экспедиционной и выставочной деятельности музея народного творчества Наталья Симонова. 

— 7 января 1975 года состоялось открытие выставочного зала при пензенском областном отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), руководство которого разместилось в этом здании. Практически сразу выставочный зал стал называться музеем народного творчества, хотя не имел такого статуса, — уточнила Наталья Симонова.

В январе 1992 года выставочному залу Пензенского областного совета ВООПИК официально был присвоен статус Пензенского областного музея народного творчества. В коллекцию музея вошли образцы самых различных направлений народного творчества: резьба и роспись по дереву и бересте, стеклоделие, лозоплетение, ковроткачество, рукоделие, пуховязание, сокольская и языковская керамика, абашевская игрушка, художественная ковка, ткачество. Представлено также два зала со сменными экспозициями, в которых раз-два в месяц обновляются экспонаты. 

С апреля 2017 года музейно-выставочный центр Пензенского областного Дома народного творчества стал входить в состав ГБУК «Пензенский краеведческий музей» и официально называться музеем народного творчества.

В 2019 году планировалась реставрация здания музея (восстановление фасада и замена деревянных кружев), а также благоустройство парковой зоны. 

— Все это было задумано как раз перед пандемией коронавирусной инфекции. Здание музея находится не в аварийном состоянии, оно просто требует ремонта. С 1975 года капитального ремонта не было, делался лишь косметический. Два года назад мы разработали проектно-сметную документацию на реставрацию здания и благоустройство парка в 2020 году. Предполагалось удаление самосева старых деревьев (кленов) и посадка новых, —  пояснила Наталья Симонова.

Последний владелец усадьбы Степан Тюрин создал в ней настоящий парк, куда привез десятки видов растений с разных уголков мира. Здесь расположен дендрарий, в котором сохранились: сибирская лиственница, сиреневые кусты, мелколистные липы, остролистные клены, голубые ели, сосны и тополя посадки 1912-1913 годов. Деревья были привезены из районов Сибири, Дальнего Востока, Маньчжурии и Приморья, а клен — из Северной Америки.

Однако вскоре, со слов Натальи, началась пандемия, и ПСД устарела. 

— Пока нам не сообщали, когда будет разработана новая документация. Будет ли это в 2022 году, все зависит от руководства, тем более, что сменился глава региона. Ведь средства на разработку ПСД были выделены из областного бюджета, — уточнила она.

Со слов Станислава Блинова, проектно-сметная документация была разработана пензенским архитектором Львом Ходосом, которого ранее обвиняли в посредничестве во взяточничестве (ч.4 ст. 291.1 УК РФ). По ПСД предполагалась полная замена декора. Градозащитники недавно были у музея народного творчества и видели, что сгнила лишь часть декора, поэтому нет смысла полностью его менять. Соответственно, вместо реставрации планировалось полное уничтожение старинного декора и создание нового. 

— Ситуация с музеем народного творчества напоминает то, как поступили с нашим планетарием. В принципе декор здания новый, ему нет 200 лет. Сейчас мы планируем запросить ПСД у Департамента по охране памятников истории и культуры, чтобы детально изучить ее, — рассказал Станислав Блинов.

Несмотря на пандемию коронавируса, из-за чего, как и многие учреждения, здание музея народного творчества было закрыто с конца марта по июнь 2020 года, число посетителей не уменьшилось, даже наоборот возросло. В среднем за год музей посещают порядка 10 тысяч людей абсолютно разных возрастов: школьники, пенсионеры, в том числе зарубежные гости и туристы из других регионов: Самары, Саратова, Саранска, Тамбова. Чаще всего они приходят в музей в праздничные или выходные дни.  

— Всем нравится само деревянное здание музея. Мы одни из немногих, у кого сохранились кружева в первоначальном виде, мемориальный кабинет последнего владельца, паркетный пол, камин и наши промыслы, — отметила Наталья Аркадьевна.

Все же мы надеемся, что со зданием музея не выйдет как с планетарием. Тем более, что 2022-й объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, куда входит и народное творчество. Поэтому будет весьма печально, если здание музея в этом году начнут реставрировать варварским способом. 

Похожие статьи