Преподаватель ПГУ Людмила Гурьянова: «Сегодня русский язык как никогда нуждается в защите и спасении»
Елена Альшина
Елена Альшина

Язык любой национальности впитывает в себя многовековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем — словно крупица чистого золота! «Язык — душа нации. Язык — это есть живая плоть идеи, чувства, мысли» — так писал о языке Л. Н. Толстой.

В свою очередь русский язык — это один из самых сложных и богатых языков мира. Он восхищает и удивляет. Даже тот факт, что каждый год в школе до получения аттестата мы учим язык, каждый раз узнавая о нём что-то новое и обогащая словарный запас, говорит о том, что русский — это невероятный язык.
Скорее всего, каждого, кто говорит по-русски, поражает многообразие языка, его лексика, грамматика и пунктуация. Многие писатели и поэты воспевают русский язык и делают это небезосновательно.

Почему так важно знать и владеть «великим могучим», как язык изменился под воздействием Интернета, а также на что особо нужно обратить внимание при общении с собеседниками, — об этом и не только рассказала  старший преподаватель кафедры «Русский язык и методика преподавания русского языка» Пензенского государственного университета Людмила Борисовна Гурьянова.

— Людмила Борисовна, расскажите, как давно у Вас зародилась любовь к русскому языку, литературе и учительской профессии, почему Вы стали университетским преподавателем?

— Наверное, русский язык и литературу я полюбила, когда училась в Лунинской средней школе № 1 имени Героя Советского Союза Н. С. Артамонова. У нас были прекрасные учителя: А.П. Крылов, В. С. Любимова, Т. В. Гуськова,  Е. Н. Алексеева. Каждый из них беззаветно предан своей профессии, я очень хотела быть похожей на них. Кроме того, в моей семье много читали, поэтому неудивительно, что после окончания школы с золотой медалью, я поступила на филологический факультет Саратовского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета имени Н. Г. Чернышевского. Учиться мне очень нравилось, мои университетские преподаватели дали мне рекомендацию в Пензенский государственный педагогический институт имени В. Г. Белинского, где я преподаю с 1981 года. Сейчас я старший преподаватель кафедры «Русский язык и методика преподавания русского языка».

Считаю, что мне очень повезло с профессией. Нравится заниматься любимым делом, вот уже более 40 лет я преподаю русский язык в Педагогическом институте имени В. Г. Белинского. С 2014 года являюсь организатором и исполнителем регионального просветительского проекта «Школа русского языка». Это совместное некоммерческое  «детище» кафедры «Русский язык и методика преподавания русского языка» ПГУ, интеллектуального парка «Академия» и Пензенской библиотеки имени В. Г. Белинского. Занятия проходят два раза в месяц с сентября по июнь, а после каникул возобновляются вновь. Они направлены на повышение уровня  функционально-речевой грамотности горожан. Пензенцев ждут интересные рассказы, посвященные истории русского языка,  выдающимся лингвистам, которые могут познакомиться с новинками научной литературы и словарями, принять участие в диктантах, выполнить тестовые задания по русскому языку и т.п.

— Как наш родной русский язык изменился с появлением Интернета, и какое влияние это оказало на студентов? Изменилось ли за это время их отношение к русскому языку?

— Конечно, появление Интернета оказало влияние на всех пользователей русского языка. С одной стороны, они получили источник информации, правда, не всегда достоверный, с другой, пользователи социальных сетей могут наладить коммуникацию в любое время даже с незнакомым человеком. Студенты нашего института учатся владеть русским языком, в том числе и в профессиональной сфере. Необходимо отметить, что, как и другие пользователи Интернета, к сожалению, они не всегда следят за тем, как выражают свои мысли, нередко проявляя небрежное  отношение к  языку. 

— Чем должен владеть учитель русского языка и литературы в современных условиях?

— Современный учитель русского языка и литературы должен испытывать любовь к русскому языку и русской литературе. По моему мнению, он должен это чувство передать своим ученикам. Учить русский язык необходимо не только ради сдачи ОГЭ или ЕГЭ, но и  чтобы школьник хотел как можно больше узнать о языке, который помогает нам  выразительно говорить и писать, зачастую становится ключом к профессиональному успеху и завоеванию симпатий окружающих. Что касается  русской литературы, то она дает возможность увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её. Сейчас в арсенале у современного учителя много образовательных технологий, но самая главная его миссия — воспитать достойного человека. 

— В соцсетях мы переписываемся короткими сообщениями, и многие стали замечать, что та же манера перекидывается и на живое общение. Как с появлением Интернета поменялись языковые нормы?

— Следует отметить, что норма — категория постоянная. Она не так часто изменяется, хотя некоторые положения могут корректироваться. Интернет оказывает влияние не на нормы, которые устанавливают лингвисты, а на манеру общения пользователей социальных сетей. Вряд ли это можно назвать нормами. 

— Еще этикет соцсетей против точки в конце предложения. Если наш собеседник ее  поставил, мы расцениваем это либо как агрессию, либо как нежелание дальше вести диалог. Какое будущее у этого знака препинания?

—  В русском языке точка используется в двух случаях: в конце предложения и в сложносокращенных словах. Пока будут существовать правила пунктуации, точка как знак препинания будет сохраняться в этих случаях, как бы к этому не относились пользователи социальных сетей. 

— Сейчас же появился новый этикет общения: просто так позвонить — неприлично, лучше сначала написать, договориться о звонке и потом уже поговорить вживую. Какие еще существуют тонкости? И как их уловить человеку, который вырос не  в эпоху Интернета?

— Правила русского этикета предписывают, что не стоит звонить ранним утром (до 8 утра) и вечером после 21 часа. С малознакомыми людьми лучше не общаться по телефону в выходные дни, если это не оговорено заранее. Главное, что отличает деловую телефонную беседу от личной, — лаконичность. Представившись и услышав ответ, следует кратко изложить смысл дела. Умение четко оформить и передать свои мысли оценят и коллеги, и вышестоящие руководители.

Если же Вы звоните другу, подруге, родственникам, то можете разговаривать несколько дольше, но и в том, и в другом случае следует следить за тем, как Вы говорите и какие слова используете. Мне кажется, что если человек уважает своего собеседника, то он обязательно соблюдает правила русского  речевого этикета. А вот стоит ли заранее извещать своего собеседника о звонке, должен решать сам человек. 

— Как говорить современно, но при этом культурно?

— Вряд ли в рамках интервью можно рассказать о том, как правильно и современно пользоваться  русским языком. Наверное, каждый из носителей языка имеет об этом свое представление. Но несколько советов мне хотелось бы дать:

1. Чаще повторяйте правила орфографии и пунктуации.

2. Старайтесь много читать, это позволяет сделать речь — письменную и устную — яркой и выразительной.

3. Пользуйтесь проверенными словарями и справочниками, которые помогают следить за изменениями в языке.

4. Принимайте участие в просветительских акциях, способствующих повышению функционально-речевой грамотности, например, «Тотальный диктант» и «Региональный диктант», которые наша кафедра проводит в День русского языка. 

Мне очень нравятся слова, принадлежавшие  академику Д. С. Лихачеву: «Речь характеризует человека в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. Совершенствовать свой язык — громадное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое…»

Подумайте над этим!

— Как Вы видите будущее русского языка, скажем, через 5–10 лет? Будем ли мы говорить на английском наравне с русским, как, например, в Голландии?

— Русский язык в Российской Федерации — это государственный язык для всей нашей многонациональной страны. Кроме того, он выполняет три социальные функции: это национальный язык русского народа; межнациональный язык народов, проживающих на  территории нашего государства; один из мировых языков. Конечно, очень хорошо, когда человек знает несколько языков, но я не думаю, что нам следует пропагандировать другие языки и забывать родной язык, который мы знаем и изучаем с детства. Русский язык нуждается сейчас в защите и спасении, ведь сегодня идет наступление на русскую культуру, в некоторых странах вводится запрет на использование русского языка, отношение к нему и к его носителям нередко агрессивно. Но он нуждается в охране и в нашей стране, его следует защищать от бессмысленных заимствований, искажений норм, бранных слов и пренебрежения к его словарному богатству.   

Давайте вспомним завет великого русского писателя И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

Источник фото: https://vk.com/public135376589

Похожие статьи