Разговор о бизнесе, или о том, как хобби по разведению червей стало делом всей жизни
Елена Альшина
Елена Альшина

Мы продолжаем вести рубрику «Разговор с предпринимателем». На этот раз расскажем о бизнесе по производству и продаже удобрений.

Сегодня сельское хозяйство в Пензенской области ежегодно наращивает объёмы производства. А залогом хорошего урожая является правильное количество внесенного удобрения. Производством экологических органических удобрений занимается компания «БИОЭРА», генеральный директор которой Ермаков Александр Александрович.

Уже в 6 лет он помогал родителям вести торговый бизнес, а в 20 лет начал вести свое первое дело. Сейчас Александру Ермакову 32. Он параллельно ведет два бизнеса в абсолютно разных сферах.

О том, как ему удается вести два дела параллельно, в чем специфика ведения бизнеса по производству и продаже удобрений, какие культуры пользуются спросом в нашем регионе и стране, а также в чем польза органических удобрений, — в нашем материале.

— Расскажите о своем бизнесе. Как пришла идея организовать свое дело по производству и продаже удобрений?

— Я построил свой бизнес по производству органических удобрений из хобби по выращиванию червей 12 лет назад. Ездил на дачу в Саратовскую область, откуда я родом, где в специально оборудованном помещении проводил опыты с дождевыми червями, тестировал оборудование. Тогда меня это очень увлекло. И когда я познакомился со своим партнером по бизнесу, пришла идея создать общий проект по производству органических удобрений. Спустя время наше знакомство переросло в стартап, и мы до сих пор развиваем дело вместе.

Все началось в Лунинском районе 7 лет назад. У нас появились определенные наработки в сфере производства органических удобрений.

Идея по производству экологических удобрений состояла в том, чтобы перерабатывать органические отходы (на основе отходов животноводства и грибного производства) с помощью дождевых червей в специальных автоматических системах.

Благодаря этому проекту в 2016 году мы стали резидентами инновационного центра «Сколково» в Москве, попав в финал самой крупной конференции в России «Startup Village». На частные инвестиции в Лунинском районе была организована вермиферма для получения максимально возможного качества биогумуса, способствующего увеличению урожайности. Путем проб и ошибок и большого количества научных испытаний была разработана технология получения жидкого препарата.

Так как это был стартап, и мы не  знали тонкости сельскохозяйственного рынка, то, естественно, столкнулись с рядом проблем, главная из них – сбыт продукции. Первые годы мы в основном проводили эксперименты, работали над продвижением продукции, пробовали также продавать продукцию, но, к сожалению, спрос был небольшой.

Спустя два года стали продавать удобрения по всей стране. Сегодня черви остаются основой нашего бизнеса, и мы не планируем что-то менять. У нас есть серьезные наработки международного уровня по утилизации отходов и сокращению выбросов СО2, что сейчас актуально в рамках концепции устойчивого развития для многих ведущих компаний. К тому же наши удобрения способствуют сохранению экологии на планете. Поэтому нам вдвойне приятно получать не только прибыль от бизнеса, но и знать, что продукция не приносит ущерба окружающей среде , а наоборот, восстанавливает плодородие почвы.

В нашу компанию входит ООО «БИОЭРА-МОСКВА», занимающееся научными изысканиями. В Пензе же мы в основном производим удобрения.

С конца 2018 года переформатировали полностью нашу позицию на рынке (продуктовую линейку) и создали еще несколько продуктов. Сегодня у нас представлены: почвоулучшитель, препараты на основе живых бактерий, органические удобрения на основе вермикомпоста, чистые аминокислоты без воды и др.

— Сколько лет ведете этот бизнес, и сколько лет в предпринимательстве в целом?

— Всего в бизнесе я 12 лет. Первые мое дело было связано с недвижимостью. Занимался продажей новостроек в Саратове 5 лет. Уже после пришел к производству органических удобрений. Сегодня параллельно веду и строительный бизнес в Сочи. Поскольку работа предполагает постоянные поездки, иногда приходится ездить в командировки с семьей, совмещая отдых и ведение бизнеса.

— Где применяете удобрения? 

— Наша продукция применяется производителями при выращивании сельскохозяйственных культур. Сейчас у нас представлена достаточно широкая линейка удобрений. Как ни странно, в Пензенской области не такой большой спрос на органические удобрения, но все же клиенты есть.

— Есть ли у Вас собственное хозяйство?

— Нет, потому что это отдельное направление, требующее особого внимания и больше свободного времени, которого у нас нет. Содержать собственное хозяйство должен специалист с соответствующим образованием и опытом работы.

— Какие удобрения сегодня пользуются спросом в Пензе? Носит ли этот бизнес сезонный характер?

— Для хорошего урожая, как правило, используют такие удобрения, как азот, фосфор и калий. Наша основная задача при работе с ними — повысить их эффективность. Полностью исключить применение минеральных удобрений без потери урожайности сегодня мы не можем, поскольку это противоречит технологическим особенностям.

Как я уже говорил, в Пензенской области наши удобрения пользуются небольшим спросом, поскольку продаём продукцию через дистрибьюторов в других регионах.

Безусловно, производство удобрений зависит от сезона. Основной период закупки нашей продукции приходится на ноябрь-июнь. Остальные месяцы мы производим удобрения, выезжаем в поля, где проводим опыты, выставки, демо-форумы, а также участвуем в различных конференциях.

— Где распространяете продукцию? Кто Ваши клиенты?

— Мы реализуем продукцию через сеть дистрибьюторов (компании, которые профессионально занимаются реализацией средств защиты растений и удобрений для фермерских хозяйств) на территории 12 регионов России: Краснодарский край, Ростовская, Саратовская, Пензенская, Тульская, Рязанская, Липецкая, области, Республика Мордовия, Алтайский край и др. Наши клиенты — фермеры и агрохолдинги, занимающиеся сельскохозяйственным производством.

Кроме того, несколько лет подряд наша продукция поставляется для озеленения в центральные парки Москвы — «Останкино» и ВДНХ. Несколько лет они применяют наш жидкий препарат для растений (биогумус). Также поставляли червей при строительстве парка «Зарядье» в Москве.

Сегодня активно развиваем экспорт нашей продукции.

— Каковы особенности ведения бизнеса по производству и продаже удобрений? Из чего складывается работа?

— Поскольку в нашем бизнесе достаточно большая конкуренция, многие клиенты — фермеры (агрономы) не доверяют поставщикам продукции. Тем более, сегодня встречаются на рынке факты контрафакта и фальсификации. Соответственно, перед применением продукта клиенты проверяют его, иногда даже ни один сезон. Поэтому в нашем бизнесе важно доказать свой авторитет, что продукция действительно экологична, эффективна и приносит пользу. Помимо проведения опытов, нужно постоянно контролировать рабочий процесс, выезжать на производство. В нашем случае, как уже ранее говорил, необходимо ездить по всей стране. Благодаря слаженной команде и партнерам удалось выстроить этот процесс эффективно.

— Как самоизоляция и вытекающий из коронавируса кризис отразились на вашем бизнесе? Удалось ли сохранить коллектив?

— Коронавирус практически никак не повлиял на наш бизнес. Конечно, были определенные трудности, но мы со всем справились, и сегодня выручка компании растет каждый день. В этом году уже превысили прошлогодний показатель, планируем достичь планки в 100 %.

Сельское хозяйство — последняя отрасль, которая остановится, будь то война или коронавирус. Мы работали непрерывно, в самый пик пандемии коронавируса ездили в командировки. Как говорится, если сегодня не посеем, то завтра будет поздно.

Коллектив нашей команды увеличился. Среди сотрудников есть те, кто работает на аутсорсе, часть — по агентской схеме. А те, кто распространяет продукцию, — лидеры мнений рынка, консультанты и агрономы.

—  Повлияло ли введение санкций на Ваш бизнес?

— Да, повлияло. К счастью, оборудование у нас все российское. При введении санкций произошла смена логистических цепочек, и часть компонентов, которые мы используем, очень сильно выросла в цене, в том числе и российского производства. Нас это очень удивило.

Также мы проводили уже первичные переговоры с Румынией, Болгарией и Венгрией по поставкам нашей продукции, но из-за ограничений сейчас пока переговоры — на паузе, но не отменены. Мы активно ищем пути экспорта удобрений в эти страны. Особое внимание уделяем африканским и азиатским странам, с которыми также уже проводили переговоры, и у них уже есть интерес к нашей продукции.

— Есть ли планы по развитию?

— Безусловно. Сейчас мы решили, что для устойчивого роста нашей компании нужны инвестиции, поэтому активно ведем переговоры как с частными, так и стратегическими инвесторами для быстрого масштабирования проекта, причем как на территории России, так и за ее пределами.

Как я уже говорил, у нас растут продажи, ждем еще больший рост, на что повлияла работа, проведенная в предыдущие периоды. Возможно, что как-то и экономическая ситуация повлияла на доход компании.

Сегодня есть планы и по производству очищающей косметики, планируем вывести на рынок собственную линию.

Мы видим, что наша системная работа по развитию продаж дает свои плоды, также ежегодно рынок биопрепаратов растет минимум на 15 %. Соответственно, на растущем рынке увеличивать продажи не так сложно. Для меня этот бизнес уже как образ жизни. Нравится, что в работе нет монотонности, а также наши удобрения приносят пользу, и, самое главное, сам проект экологичен и безопасен. Хочется, чтобы бизнес по производству и продаже удобрений перерос в крупный бизнес.

 

Если Вы хотите стать героем нашего следующего материала, присылайте свои контактные данные на нашу почту: onlinepenza@gmail.com. 

*Создано при финансовой поддержке Федерального агентства по делам национальностей  в рамках субсидии на реализацию мероприятия по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России.​

Источник фото: фото А. Ермакова

Похожие статьи