«Квалификационная яма»: как решить кадровую проблему в промышленности
Проблему качества подготовки кадров, ориентированных на внедрение новых технологий в производство, обсудили в ПГУ члены Общественного совета при Министерстве экономического развития и промышленности Пензенской области.
Эта тема не раз поднималась и стала головной болью для работодателей, которые зачастую сетуют на сферу образования. К сожалению, сегодня многие выпускники школ уезжают получать высшее образование в столицу, а те, кто остался, по окончании местного вуза работают в других городах. Причина этого очевидна — низкий уровень заработных плат, а также нежелание трудоустраивать молодых специалистов, не имеющих необходимого опыта.
Свое мнение по наболевшей теме высказали члены Общественного совета при региональном Минэкономразвития и промышленности. Помимо них, свою точку зрения выразил и первый замминистра образования области Игорь Щеткин.
Так, Щеткин считает, что представители системы среднего образования области ежегодно принимают участие в чемпионате профессионального мастерства «Молодые профессионалы» по стандартам Worldskills Russia.
По итогам 2021 года область вошла в 20-ку лучших регионов по показателям результативности развития проекта «Молодые профессионалы».
Игорь Щеткин также отметил, что важным условием в подготовке востребованных кадров является консолидация усилий органов власти с различными предприятиями и средствами массовой информации в решении проблем сплочения школьников.
— В Пензенской области мы активно проводим профориентационную работу, направленную на позитивное отношение молодежи к получению востребованных специальностей. Реализация федеральных проектов «Билет в будущее», «Шоу профессий» как раз и помогает в решении вопросов профориентационной работы. В 2021-м и 2022-м годах свыше 5 тысяч юных пензенцев приняли участие в проекте «Билет в будущее», — пояснил первый замминистра образования области.
Следует отметить, что в системе профессионального образования в Пензенской области за последние годы происходят существенные изменения.
В 2019-2021 годах в рамках реализации проектов «Молодые профессионалы» и «Образование» созданы 24 мастерских, оснащённых по последнему слову техники, по направлениям: информационно-коммуникационные технологии, сельское хозяйство и строительство. В ближайшие два года планируется создать еще 26 мастерских по стандартам WorldSkills.
Кроме того, в 2021 году открыли Центр опережающей профессиональной подготовки, услугами которого воспользовались почти 7 тыс. человек. Эти люди получили необходимые консультации и приняли участие в обучающих семинарах.
Со слов Щеткина, основная проблема в подготовке высококвалифицированных специалистов кроется еще со школьных лет. В Пензенской области не функционирует негосударственный сектор образования, в частности, нет частных школ.
По мнению председателя Общественного совета при Министерстве экономического развития и промышленности Пензенской области Ольги Федосеевой, только тесное взаимодействие работодателей с системой образования позволит решить кадровый вопрос. Поэтому важно активно привлекать крупные компании к работе с вузами и колледжами, и на это, естественно, нужны дополнительные денежные средства.
В свою очередь генеральный директор ООО «Безонис» Дарья Багаева считает, что зачастую проблемы с кадрами возникают из–за недоступности информации о выпускниках вузов, планирующих пойти работать по узким специальностям. Важно открыть доступ к данным сведениям.
Как выстроено взаимодействие с работодателями в ПГАУ?
Сегодня сельское хозяйство — одно из приоритетных направлений в Пензенской области. Вместе с тем, отмечается большая нехватка специалистов данной отрасли на территории региона.
Всего в Пензенском государственном аграрном университете обучаются порядка 3500 студентов по 41 программе.
— У нас нет единого работодателя. Создан «клуб» из восьми ведущих сельхозпроизводителей, специалисты которых ведут занятия у студентов, благодаря чему обучающиеся проходят практику на крупных предприятиях. Уже много лет выстроена четкая система взаимодействия. Мы на своей базе учим основам, а работодатель уже разъясняет особенности конкретного производства, — отметил ректор ПГАУ Олег Кухарев.
С его слов, без взаимодействия работодателя с вузом подготовить востребованных специалистов невозможно, поскольку федеральные стандарты никогда не будут заточены под отдельные организации, а также не дадут узкоспециальные знания.
— При этом если раньше целевые договоры мы могли заключать только с государственными органами власти, то с текущего года появилась возможность заключать договоры со всеми сельскохозяйственными организациями, — добавил Кухарев.
А что с IТ-колледжем?
Директор ГАПОУ ПО «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (IТ-колледж)» Наталья Чистякова поделилась успехами работы учебного заведения.
IТ-колледж сегодня является самым большим колледжем в Пензенской области. Всего в нем обучаются около 2300 студентов, ведется набор на 20 программ по 10-ти специальностям.
Он оснащён современными мастерскими по стандартам WorldSkills .
— В этом году планируем выпустить 467 специалистов среднего звена. 194 человека (42 %) уже знают, где будут работать по окончании колледжа. Из этих студентов 31 человек (16%) планируют идти работать не по специальности. Призыву в армию подлежат 34% студентов, 104 человека хотят поступать в пензенские вузы. Это результат нашей работы, — отметила Наталья Чистякова.
В этом году ожидается создание новых мастерских (Электроника, Инженерный дизайн CAD, Мехатроника).
А в следующем году к 10 июня необходимо подать заявку на участие в проекте «Профессионалитет» по направлению «Машиностроение».
— Мы сейчас активно ищем тех, кто будет заинтересован в реализации этого проекта, — подытожил директор IТ-колледжа.
В общем, только активное взаимодействие работодателей с системой образования решит проблему с кадрами на промышленных предприятиях. Главное, чтобы было желание и у первых, и у вторых.
*Создано при финансовой поддержке Федерального агентства по делам национальностей в рамках субсидии на реализацию мероприятия по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России.