Педагог как объект инвестиций


Президент Ассоциации разработчиков программного обеспечения SECON Максим Семенкин разместил на своей странице в Фейсбуке интересный материал, которым мы решили поделиться с вами.
Процессы урбанизации, которые активно проявлялись в прошлом веке привели к сокращению сельского населения и увеличению городского. В результате произошло вымирание многих сел. Появление городских агломераций — следующая стадия урбанизации. Есть мнение, что на этой стадии будет сокращаться не только сельское население, но и население относительно крупных городов. Все это вполне закономерные процессы. Снижение общей численности населения страны повышают шансы подобного сценария.
В следующем десятилетии экономический рост останется только в мегаполисах, искусственный интеллект проникнет во все сферы жизни, а конфликт между открытостью данных и их монополизацией усилится. Об этом во время пленарной сессии на конференции «100 шагов к благоприятному инвестклимату» заявил партнер Boston Consulting Group Константин Полунин.
По его словам, формирование квалификационной ямы и изменение модели потребления и возрастной структуры продолжат замедлять рост экономики. Потери мировой экономики от квалификационной ямы сейчас составляют 6% ВВП.
По статистике, ПФО является наименее миграционно привлекательным регионом: уезжает, значительно больше чем приезжают. Какое будущее ждет Пензу? О том, что регион может стать центром агломерации — речи быть не может. Можем ли мы войти в состав другой агломерации - география не особо располагает к этому. Можем ли мы развиваться как самостоятельный регион? Что может стать драйвером подобного развития? Наблюдая за событиями в регионе у меня складывается впечатление, что на каком-то уровне было решено, что у региона нет будущего в плане развития, и его участь - доживать свой век так, как получится. Ряд действий (или бездействий?), происходящих в регионе указывают именно на это. Где же выход?
Образование, наука, технологии и технологическое предпринимательство — на этом могут выживать города в сегодняшнем мире. Производительность труда растет, появляются безлюдные заводы, безлюдные фермы — все меньше и меньше требуется человеческое участие в создании всевозможных благ. Такой мир в свою очередь порождает спрос на людей и науку, которые создают те самые технологии для безлюдного производства.
С этой точки зрения образование и науку можно рассматривать как объект долгосрочных инвестиций, который обеспечит региону создание рабочих мест и как следствие снижение убыли населения. Образованные люди и развитая наука должны стать необходимыми элементами городской инфраструктуры, наравне с привычными нам больницами, зданиями школ, дорогами, парками, скверами и прочим. Образованные люди и развитая наука — это инвестиции длиной в несколько поколений.
Региональные школы и техникумы
Про образование и науку сказано последнее время очень много. Про это говорят начиная с региональных конференций и заканчивая первыми лицами страны. То, что прежняя модель образования устарела и необходимы реформы — с этим давно перестали крупно спорить, перешли в фазу «что же делать?». То, что обсуждения идут на всевозможных уровнях и даже существует национальный проект «Образование» — говорит о крайней важности данного направления для страны и вполне может стать поводом для развития отдельного региона.
Заявиться на участие в национальном проекте «Образование» и получить финансирование может любой регион, но есть ли там Пенза? Есть. Регион активно реализует 8 направлений, среди которых особенно хочется обратить внимание на «Учитель будущего»: Основа проекта - введение национальной системы учительского роста, которая предполагает и новую систему карьерного роста. Появятся новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи.
Что же у нас с учителями? Чтобы регион выдержал майский указ по средней зарплате, например, педагогу ССУЗа приходится брать 2 и более ставки, внеучебную нагрузку. Кроме этого всевозможные отчеты, переход на новые более лучшие ФГОСы, съедают остаток сил и времени. Можно ли в таком режиме педагогу заниматься профессиональным развитием, с душой и любовью относиться к работе? Это удается единицам. Хотя региональный минобр поспорит со мной и закидает статистикой, о том сколько педагогов прошли курсы повышения квалификации и т.д. Только реальных результатов не видно. Как исправить ситуацию? Как минимум, освободить учителя от нескончаемых отчетов и прочей бумажной работы. Чтобы у него не было нужды работать на нескольких ставках - существенно повысить зарплату. Поможет ли в этом нацпроект «Образование» и подпроект «Учитель будущего»?
В регионе есть хороший опыт реализации федеральных проектов, особенно в плане капитального строительства: бизнес-инкубаторы, технопарки, школы. Но наполнение инфраструктуры содержанием всегда остается на последнем плане. Бизнес-инкубаторы так и остались зданиями. Вновь построенная инженерная школа осталась без профильных педагогов. IT-колледж возглавляют замечательные люди, но не имеющие отношения к IT. Могу предположить, что нацпроект Образование принесет с собой новые объекты капитального строительства, оборудованные по последнему слову техники учебные классы — и то и другое действительно крайне важно. Но инвестировать в людей, которые наполнят содержанием построенные здания и учебные классы, скорее всего никто не будет.
Вот и классик про долгосрочные вложения в образование:
Происходят ли какие-то системные улучшения в региональном образовании? Делается много и появляются по-настоящему мотивированные школьники. Их не так много, как могло бы быть, но они есть. Но когда им приходит время задуматься о следующем шаге, они не могут найти в регионе достойный вуз или колледж, чтобы продолжить свое образование. Многие поступают в столичные вузы и там остаются. С одной стороны, делается много, с другой стороны системных результатов не заметно: квалифицированных специалистов в регионе как не хватало, так и не хватает.
Региональные вузы
Внутри вузов те же самые проблемы с высокой забюрократизированностью и низкой зарплатой сотрудников. Большинство вузовских программ неэффективны в понимании современного рынка и давно отстали от его запросов. Что делают региональные вузы чтобы исправить ситуацию и синхронизироваться с изменившейся средой?
Летом 2019 года состоялся образовательный интенсив «Остров 10-22», организаторами которого выступили Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, АНО «Университет 20.35» и ряд других именитых партнеров. «Остров 10-22» ставил своей задачей создание и развитие команд региональных университетов, которые смогут реализовать системные изменения в сфере подготовки кадров для технологического развития региона и страны. Вузы получили в свое распоряжение набор сервисов и инфраструктурных решений экосистемы Национальной технологической инициативы, включая формат «Точек Кипения», цифровую платформу Университета «20.35», доступ к контенту Центров компетенций НТИ, образовательным форматам Кружкового движения и WorldSkills и многое другое.
Заявку на Остров от ВУЗа подавал ректор и именно он формировал команду из 10-12 человек, в состав которой должны войти не только сотрудники, но и представители студенческого сообщества, власти, города и бизнеса. Все вполне логично, потому что ВУЗ не может существовать в отрыве от окружения - у него есть партнеры и заказчики, интересы которых нужно учитывать. Более 150 заявок от вузов было подано на участие в Острове 10-22, 100 команд прошли отбор и приняли участие. От пензенских вузов заявка так и не была подана - нет денег. Нет денег на будущее. Попытки местного сообщества донести до ректора и руководства ВУЗа важность участия в Острове - не увенчались успехом.
Вузам со всех сторон говорят и предлагают программу синхронизации с реальностью, но они делают вид, что их это не касается.
Итоги
Многие федеральные проекты, предлагаемые регионам, включают крупные статьи на капитальное строительство, но источников средств на достойные зарплаты сотрудников, их актуальную переподготовку - не так много. Подразумевается, что регион должен сам изыскать возможность на содержание и развитие сотрудников.
Осваивать средства на здания умеем, пришло время увидеть инвестиционный потенциал человеческого капитала. Как это сделать? Может внести изменения в классификаторе бюджетных статей и отнести ЗП сотрудников образования к капитальным затратам, инвестициям?
Регион находится в точке бифуркации и только ему решать, что будет тем определяющим импульсом, который приведет систему в новое устойчивое состояние, выведет ее на следующий уровень, откроет новые горизонты для развития человека.