image
Не бросайте в меня кирпич. Слово о троллейбусах
Олег Звонов
Олег Звонов

Вся Пенза возбудилась на тему сохранения троллейбусов. Каких только аргументов не увидишь в местной прессе и особенно в соцсетях. Я бы хотел высказать свое мнение на этот счет, и оно у меня, как и в большинстве случаев, идет вразрез с образовавшимся на эту тему мейнстримом «Не дадим похоронить пензенский троллейбус».

По мне так эта диванная борьба за сохранение городского троллейбуса для многих просто ностальгия по молодости и прочая подобная лабуда из разряда «когда деревья были большими» и «при советской власти все было народное». Эта ностальгия читается во многих текстах и постах. Как пример можно привести статью портала 1PNZ «Как убили пензенские троллейбусы», из которой как убили непонятно, но за душу берет. А особенно комментарии и красивые фото старинных троллейбусов Олега Кочеткова в фейсбуке! Эпоха уходит! 

Нет уже давно советской власти, она сменилась на госкапитализм и власть монополий,  и на месте деревьев в  парке Сады, где я гулял с любимой девушкой, «Рисан» построил маловразумительную с архитектурной точки зрения громадину. Да и девушка эта молоденькая — уже давно жена, а это уж, прямо сказать,  совсем другой коленкор.    

Поэтому ностальгия — дело, конечно, приятное, но давайте себе ответим на простой вопрос. Какие цели мы достигаем, сохраняя троллейбусы?

Может быть пензенские троллейбусы решают определенную городскую транспортную проблему? Специалисты говорят: вклад их в объем пассажирских перевозок невелик, в городе работают 56 троллейбусов, а всего на городских маршрутах находится 1111 транспортных средств( по данным за 2018 год) Сегодня скорее всего пропорции изменились еще более не в пользу троллейбусов.

Вносят ли троллейбусы существенный вклад в экологию? Опять же в силу малой доли троллейбусов в пассажирских перевозках  замена их на автобусы большой вместимости, особенно на газомоторном топливе экологию в городе не ухудшит.

В смысле экологии вы скажете,  что надо как раз наоборот, развивать троллейбусы, увеличивать их количество и будете правы, но лишь отчасти. Ситуация с городским транспортом это всегда ситуация комплексная. 

Попробуем  посмотреть на экономику и логистику процесса обеспечения города троллейбусами. В 2018 году город отыграл два контракта по Горэлектротрансу  на общую сумму почти 112 млн. рублей, однако это не помогло ему не обанкротиться. Можно сколько угодно говорить о никудышном менеджменте, но никакой менеджмент какой бы распрекрасный он ни был, не может идти против экономических реалий.

 Во времена, когда «деревья были большие» наш замечательный и любимый город имел свыше трехсот троллейбусов, три троллейбусных депо и возможно самое главное, я не зря про власть монополий вначале загнул, тариф на электроэнергию для троллейбусов был по сравнении с нынешним чубайсомпореформенным тарифом «супер в квадрате» льготным. Сегодня тариф на электроэнергию для предприятий составляет около 6 рублей за квт/ч. Для населения он составлял до повышения в этом месяце 3.5 рубля.   

В годы максимального развития троллейбусного парка в Пензе тариф составлял 0.17 коп. за квт/ч., тариф для населения был 4 коп. То есть, тариф для троллейбусного парка был в двадцать три с половиной раза ниже, чем для лампочки в квартире! Если провести  аппроксимацию и взять за базовый тариф для населения, на сегодняшнее время, то тариф на электроэнергию должен составлять для троллейбусов 15 копеек за квт/ч., а не 6 рублей! Ну, или, по крайней мере, 25 копеек, если взять за базовый максимальный тариф для предприятий. Это совсем другая экономика получается, при таких тарифах можно и троллейбусы развивать и много еще чего.

Окупить же содержание троллейбусов, контактной сети, тяговых подстанций, другой необходимой инфраструктуры, при существующем  уровне тарифов на электроэнергию совершенно невозможно, можно только перекачивать деньги городского бюджета как до банкротства, или регионального оператора, как сейчас, в офшоры чубайсовских реформаторов РАО ЕС.

Еще один немаловажный момент. Наш город активно строится и расширяется. Кто возьмется финансировать огромные капитальные затраты на строительство троллейбусной инфраструктуры для расширения маршрутной сети, которые  вряд ли когда окупятся? Можно сказать, давайте сохраним троллейбусы на существующих маршрутах, а автобусы с них уберем. Как говорится, «Боливар же не вынесет двоих».  А нужны ли  горожанам поездки с пересадками, которые будут как минимум в два раза дороже? Перспектива доехать из дальнего Арбекова в ближнее на маршрутке, пересесть потом на троллейбус как-то не радует. Пассажиру нужен прямой и сбалансированный маршрут. Не говоря опять же о том, что даже увеличение числа троллейбусов при существующих тарифах на электроэнергию и затратах на инфраструктуру не сделает их окупаемыми.

А что взамен? Мое мнение, которое, к сожалению, никто из чиновников у меня не спрашивает, однако, которым я могу поделиться с читателями «Пенза-Онлайн» заключается в следующем. В городе необходимо наращивать количество автобусов большой вместимости на газомоторном топливе. И при этом сокращать количество автобусов малой и средней вместимости. Это решает сразу много проблем.

Во-первых, газ льготируется —  это существенная экономия, во-вторых, это разгрузит город и сделает его чище — вот вам и экология. В-третьих, это существенно улучшит ситуацию с безопасностью на дорогах: историями, как ездят маршрутчики —  полон интернет, и это большая головная боль ГИБДД. И, в-четвертых, можно будет, наконец, везде внедрить транспортные карты и обеспечить льготы на проезд нуждающимся в них людям.

Возможно, в совсем недалеком будущем ситуация изменится, и по городу будут ездить совершенно автономные электрические автобусы. Я лично в это верю, но сейчас держаться за отжившее не стоит.

Источник фото: https://www.facebook.com/

Похожие статьи