Как замотивировать персонал, не потратив ни копейки денег
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова

11 сентября в конференц-зале Пензенской торгово-промышленной палаты состоялся круглый стол на тему: «Нематериальная мотивация персонала, как инструмент управления». Организатором мероприятия выступил Фонд поддержки предпринимательства Пензенской области при поддержке регионального Министерства экономики.

Как экономить на хороших результатах — опыт истории

В наше непростое время каждый работодатель ищет возможности съэкономить, а каждый работник категорически против перерабатывать бесплатно. Все мы очень ценим свое время и деньги. Работники ценят время, работодатели — деньги. Но, как известно из теории права, отношения бывают как имущественными, так и неимущественными.

Теоретически возможность получить от работников выполнение и перевыполнение плана имеется. Здесь на помощь нам приходит опыт советских времен, когда мощнейшая пропаганда заставляла людей перерабатывать за трудодни и «галочки». «Стахановские» работники, «пятилетку за четыре года», «тимуровское движение» и многие другие примеры безвозмездного использования человеческого труда, причем с согласия работников, еще живы в памяти людей, заставших советский период. «Горели» на работе и во время войны, и в тяжелые послевоенные годы, когда поднимали страну на ноги — это были случаи исключительные, которые имели место в условиях чрезвычайных, экстремальных, то же самое происходило во многих других странах в разные периоды времени. Затем обстановка стабилизировалась и люди начинали жить спокойной жизнью, с соблюдением всех норм и законов. В нашем случае — это нормы трудового законодательства и Конституции РФ, в которых четко сказано, что бесплатный труд в нашей стране запрещен, а также перечислены случаи, когда и в каком размере должен этот труд оплачиваться, сколько он может продолжаться по времени и что будет работодателю, если он эти положения соблюдать не соизволит.

А как сейчас?

Но ведь есть еще и современные реалии. Денег никто у нас не печатает (деятельность типографии Госзака мы не рассматриваем), налоги многие платят, соц.пакетом и соблюдением прав уже никаких работников не удивишь. Хуже того, некоторых даже стало невозможно заставить работать сверхурочно и за деньги! Люди стали ценить свое время, свое личное пространство, им уже перестало быть интересным «догнать и перегнать», а хочется «жить здесь и сейчас».

И вот тут-то есть возможность поднять мотивацию работников путем использования нематериальных способов.

В некоторых компаниях руководители ухитряются так поднять командный дух, что сотрудники сами и с удовольствием остаются сверхурочно, встречаются в выходные, переписываются и креативят в свое свободное время, болеют душой за общее дело, и это совершенно нормально. Ведь, в конечном итоге, благополучие компании — залог стабильности и хорошей зарплаты самих сотрудников, а работать в слаженном, дружном коллективе в приятном микроклимате, когда на работу идешь буквально «как на праздник» — это ли не работа мечты? Здесь могут даже проиграть вакансии с более высоким уровнем зарплаты, потому что «вынос мозга» даже за большие деньги терпеть долго никто не станет, а нервные клетки, как нам известно, вообще не восстанавливаются.

Но каким же образом достичь полного понимания с работниками? Как добиться того, чтобы они перестали вздрагивать и замолкать при вашем появлении, от души лайкали ваши посты в соц.сетях, прибегали семьями на активные корпоративные выходные, а утренняя планерка в понедельник начиналась с бодрых объятий и креативные идеи, придуманные ими на выходных, не умещались на флип-чат?

Круглый стол — работа профессионалов

Об этом рассказали в ходе круглого стола спикер Денис Козырев и модератор Анна Черкасова.

Какие же могут быть примеры нематериальной мотивации:

— Условия работы (изменение, улучшение, дополнительный выходной, отпуск в нужное время),

— Корпоративные мероприятия (отдых семьями, чтобы домашние не обижались, возможность похвалиться детьми, более тесное сближение в неформальном кругу),

— Дополнительная ответственность (многие боятся, что им не доверяют),

— Наставничество (некоторым требуется помощь коллег, некоторые наоборот готовы и любят ее оказывать, это повышает их самооценку),

— Благодарности, доска почета (повышение значимости сотрудника),

— Конкурсы (элемент игры, азарта, опять-таки выигрыш повышает значимость),

—  Памятные подарки (признание заслуг),

— Комфортное общение (приятно находиться на работе),

— Справедливое отношение (повышение значимости),

— Просьба (признак доверия, сближения).

Используя подобные методы, работодатель вскоре почувствует, что методы запугивания и наказания — в далеком прошлом, а люди не бегут от него и полощут потом на просторах сети его компанию, а наоборот рвутся на работу к нему и приводят своих друзей, рекомендуют знакомым, и все это — совершенно бесплатно (без дополнительного материального стимулирования).

 Моменты истины

Вот некоторые тезисы, которые были выведены спикером в ходе проведения мероприятия:

— «Мотивацию придумала природа, а менеджмент придумал стимулирование. Всегда что-то обещают за то, что ты что-то сделаешь».

— «Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нем говорят другие. Послушай, что он говорит о других».

— «Главная задача руководителя — правильная постановка задачи и требование результата».

— «Необходимо выяснить тип мотивации работника — то ли ему нужны деньги, и он готов за них на все, то ли на первом месте у него комфорт физический и душевный, а , быть может, он ищет признания или он — карьерист? При любом положении вещей можно найти подход к человеку и удовлетворить его потребность».

 —«У нас в стране хорошо развит инструмент наказания и запугивания. Но, бытует мнение, что наказание  — это плохо».

Были во время мероприятия озвучены и многие другие способы нематериальной мотивации: «три похвалы, одна критика», «критикуют процесс, а не человека», «кому будет полезнее — конторе или работнику». 

Во время круглого стола среди участников разгорались жаркие споры, разбирались различные жизненные примеры. Цели мероприятия были достигнуты, на многие вопросы получены ответы, а понимание предмета обсуждения существенно улучшилось.

Будем надеяться, что пензенскому бизнесу такой обмен опытом и набор знаний пойдет на пользу.

Нас ждут и другие мероприятия, впереди обсуждение трудового законодательства, интернет-продвижения и многое другое. Участие в подобных мероприятиях бесплатное. Следите за анонсами.

По всем вопросам обращаться г. Пенза, ул. Володарского, 2 тел.: 8 800 555 19 58, cpp@mbpenza.ru

Похожие статьи