Готово ли общество платить за независимую прессу
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов

Платный контент на региональном рынке новостей — возможен ли? Хочется верить, но пока сидишь и веришь, хочется ещё и кушать.

Почём кони с мясом?

Мы с друзьями последний год в хвост и в гриву костерим телеканал «Матч Премьер». Он, родненький, специализируется на показе матчей Российской Премьер-Лиги, да вот незадача — платный он. 149 рублей за просмотр одной игры. Подписка на месяц — 299 рублей.

То, что за трансляции футбольных матчей надо платить, не укладывается голове. Душа и разум не могут смириться с вопиющей несправедливостью. Тем не менее, доступ к просмотру покупается. Денег жаль, жаба душит, но как пропустить битву коней с мясными?

Спасение «Пыркино-Информ»

Мы долго верили, что СМИ живут за счет рекламы. Сегодня это утверждение перешло в разряд мифов. Если телевидение ещё может что-то урвать с рекламодателей, то во Всемирной паутине теперь главная площадка продвижения товаров — социальные сети.

Издания существуют в новой парадигме: чтобы выжить нужен не «клиент», а «спонсор», который может себе позволить дорогую игрушку. Но как найти этого принца на белом коне? Настольная книга современности «50 оттенков серого» учит нас, что для этого надо пойти на компромиссы, выполнять некоторые пожелания принца.

В случае с журналистикой, принц на коне — это крупные компании, которые в наших реалиях так или иначе подконтрольны власти. Компромисс — лояльное отношение к последней. Все понимают, что общество нищее, что существовать в стране возможно, только пока ты сильный и можешь положиться на себя. Стоит перейти в ранг просящего: пациента больницы, претендента на материнский капитал, пенсионера (продолжи список) — и система перемелет тебя и выплюнет в урну, как орбит без сахара.

Относиться к этому можно по-разному. Можно не замечать, можно правильно расставлять акценты, можно доказывать, что обиженные сами виноваты. В этом случае кому-то из необремененных финансовыми проблемами местных меценатов и промышленников укажут: эти ребята нормальные, их надо поддержать. И вот завод паровых турбин начинает размещать на сайте какого-нибудь «Пыркино-Информ» очень важную для него рекламу своей продукции. Типа, вдруг кому-то из пыркинских турбину купить захочется?

Платный контент с колбасой из бумаги

Кто-то идти на компромисс не согласен. Такие диссиденты ищут альтернативные способы монетизации. Одни из последних сил продолжают искать рекламодателей. Другие просят донаты у ПОчитателей своего творчества. Самые уверенные в себе создают платный контент — как уже помянутый нами «Матч Премьер».

В последнее время периодически проводятся маркетинговые исследования готовности россиян платить за контент. В основном они касаются сферы развлечений: кино, книг, тематических блогов. Так, по данным ВЦИОМ, в 2018 году за просмотр фильмов онлайн готовы были отдать свои деньги всего лишь треть пользователей Сети.

Очевидно, что аудитория у политических, экономических, социальных новостей и аналитики на порядок уже, чем у очередного киношедевра по мотивам попсовых американских комиксов. Ещё более очевидно, что на региональном уровне количество потенциальных читателей снижается ещё на два порядка. Есть, конечно, традиционно популярный раздел «Кровь-кишки с трассы М5 онлайн» — но это совсем не та ниша, о которой мы говорим сейчас.

Даже если человек потенциально готов заплатить за доступ к информации, то скорее купит просмотр все того же матча ЦСКА—Спартак, чем репортаж с митинга за свободу митингов.

«Не интересно», впрочем, — не единственный повод не платить за «честные новости». Есть ещё два фактора. Про один из них метко сказал Digital-директор Life.ru Евгений Волков:

«Рынок сильно испорчен гонками за «Яндекс.Новостями» и конкурсами по скоростному рерайту. Дорогие материалы, представляющие реальную ценность для аудитории, могут позволить себе единицы. Опять же, на горизонте ближайших нескольких лет, по моему мнению, появятся несколько проектов, которые смогут оживить пейволл-модель или схожую. Но ждать массовости не стоит».

Третья причина до банальности проста: денег нет. Средняя зарплата в Пензенской области по итогам года составила 28 795 рублей. То есть тратить пензенец может меньше тысячи рублей в сутки. А платный контент плохо заходит в прикуску с колбасой из бумаги.

Кто обедает, тот и танцует

Резюмируем. Платный контент регионального уровня — пока что несбыточная мечта. Отдельные блогеры, вырвавшиеся в тренды и получающие прибыль, — на то и отдельные, чтобы не стать реальным ориентиром для массового рынка.

А пока по факту единственным платежеспособным потребителем продукта репортера является власть, обществу не стоит ждать по-настоящему объективной и независимой журналистики, — такое наше мнение.

В заключении просим наших читателей поделиться в комментариях своим мнением: а приобретаете ли вы платный контент? И за какой контент вы готовы платить в принципе?

Похожие статьи