Экономика безопасности на дорогах
"Пенза-Онлайн"
"Пенза-Онлайн"

30 марта в ПГУАС проводилась обучающая конференция  «Экономические аспекты обеспечения безопасности движения на автомобильном транспорте: как оценить и сократить социально-экономический ущерб?» Подготовил мероприятие ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» («НИИАТ», г. Москва), а с нашей стороны основную тяжесть организации взял на себя Автомобильно-дорожный институт.

Введенные против России санкции уже успели серьезно ударить по автомобилистам и перевозчикам. Заметное подорожание запасных частей, прогнозируемый рост цен на топливо, перспективы ухода с нашего рынка многих иностранных автопроизводителей - все это может сильно сказаться как на простых россиянах, так и на предпринимателях. Эксперты, выступавшие на конференции, рассказывали о том, как сократить финансовые потери в транспортной сфере, а также о том, как их правильно подсчитать.  

Мероприятие было организовано в рамках Плана мероприятий по реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Докладчиками конференции стали ведущие российские специалисты в области безопасности движения на автомобильном транспорте. В целом же участниками мероприятия, проходившего в актовом зале ПГУАС, стали около 200 человек. Среди присутствующих можно было заметить не только студентов и преподавателей нашего вуза, но и большое количество людей форме.

Приветствовал собравшихся ректор ПГУАС Сергей Александрович Болдырев: «Мы очень рады открывать эту конференцию и очень благодарны коллегам из «НИИАТ», что они выбрали в качестве площадки именно ПГУАС. Мы хотя и называемся университетом архитектуры и строительства, уже давно стали мультидисциплинарным вузом. На протяжение четверти века — а это, на самом деле, немало - в составе ПГУАС успешно функционирует Автомобильно-дорожный институт. Для нас очень важно быть участниками данной конференции; мы надеемся почерпнуть новые знания и сделать по ее итогам ценные выводы».

Директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ А.С. Бакирей присутствовал на конференции дистанционно. Приветствуя участников, он сказал: «Рассчитываю, что сегодняшнее мероприятие позволит провести, в некотором смысле, апробацию тех выводов и наработок, которые мы получаем в рамках проведения научно-исследовательской работы, а также обменяться мнениями специалистов, теоретиков и практиков в вопросах связанных с совершенствованием оценки социально-экономического ущерба ДТП и экономических аспектов обеспечения БДД».

На открытии конференции присутствовал заместитель министра цифрового развития, транспорта и связи Пензенской области А.Г. Мещеряков (кстати говоря, выпускник нашего вуза). «Уверен, что полученная сегодня на конференции информация будет важна для всех нас как с точки зрения пополнения багажа знаний, так и в плане практического применения этих знаний», - отметил Алексей Георгиевич.

С приветственным словом к участникам конференции обратились и другие высокие гости —  генеральный директор ОАО «НИИАТ» А.А. Васильков (он вел мероприятие), исполнительный директор Российского Союза Автостраховщиков Е.В. Уфимцев. А директор Автотранспортного союза Пензенской области В.И. Тюкалов в своей речи выдвинул ряд предложений по улучшению безопасности на дорогах: направить средства для строительства заездных карманов для посадки и высадки на маршрутах, помочь малому бизнесу приобрести в лизинг микроавтобусы и т.д.

Основная часть конференции началась с показа небольшого ролика. В этом видео был обозначен важный вопрос: как оцениваются потери от инцидентов на дорогах, от неправильно организованного дорожного движения?

«Методология подсчета потерь от ДТП существенным образом зависит от уровня экономического развития государства. В развитых странах учету подлежат такие составляющие ущерба, как стоимость человеческой жизни, моральный ущерб, оценка потерь будущих поколений и многое другое. А для развивающихся стран оценке подвергается, как правило, только материальный ущерб», — утверждают авторы ролика.

Начальник ФКУ «Научный центр безопасности дорожного движения МВД России» Д.В. Митрошин рассказал о том, что раньше при ДТП  основным негативным фактором считалась смерть человека и страдания его близких. Экономические потери подсчитывались уже во вторую очередь.

«На самом деле мир достаточно циничен, — говорит Д.В. Митрошин. — Во всем мире ущерб от ДТП давно перевели в деньги. Наше общество этого до последнего не принимало: «Как же нам посчитать в деньгах человеческие страдания?» Но на самом деле пришло время, чтобы их измерить деньгами. И не только для того, чтобы знать, сколько мы потеряли, а чтобы планировать профилактические мероприятия. Их нужно измерять в денежном выражении — сколько мы потратим, сколько мы выиграем от реализации этих мероприятий».

Основную часть своего доклада Д.В. Митрошин посвятил вопросам безопасности пассажироперевозок. По словам эксперта, из всех видов общественного транспорта наибольшей степенью летальности характеризуются автобусы. А ведь на них приходится около половины всех перевозок.

Повысить безопасность пассажиров можно разными методами, начиная с организационных, утверждает  Д.В. Митрошин: «При организации перевозки по регулируемым тарифам, заказчик покупает услугу, оплачивая работы полностью по так называемому «брутто-контракту». Либо услуга оплачивается частично, когда прибыль перевозчика напрямую зависит от числа перевезенных пассажиров.

С позиции обеспечения безопасности дорожного движения более оптимальным представляется «брутто-контракт». Ведь при нем перевозчик не будет гнаться за прибылью, стараясь перевезти большее число людей, а станет размеренно следовать по маршруту в соответствие с расписанием».

Эксперт и модератор конференции, заведующий научно-исследовательским отделом «Экономика транспорта» ОАО «НИИАТ» А.А. Белогребень рассказал об основных подходах к оценке ущерба от инцидентов на дорогах. Их три. При первом оцениваются недополученные доходы пострадавших. При втором учитывается стоимость человеческой жизни в той или иной стране. В третьем подходе большое значение имеет то, сколько общество готово платить за безопасность на дорогах.

А.А. Белогребень:

«В России на официальном уровне не существует методики оценки социально-экономического ущерба. Предыдущая методика действовала с 2000 по 2005 гг. На протяжение последних 17 лет для оценки используются различные отраслевые методические рекомендации. Но везде есть формулировка, что это именно рекомендации. Официальной методики, которая бы четко предписывала расчет, к сожалению, у нас нет. Но по заказу Министерства транспорта наш институт разработал подобную методику».

А.А. Белогребень рассказал о критериях, которые специалисты ОАО «НИИАТ» заложили в созданную ими формулу подсчета. Это такие факторы, как материальный ущерб, потери от наступления инвалидности, ущерб от порчи дорожной инфраструктуры, трата времени участников дорожного движения и т.д. Новый методический подход основан на большем количестве критериев. А еще в нем оценка «стоимости» человеческой жизни стала заметно выше по сравнению с прежней методикой (5,7 млн. руб. и 31,5 млн. руб.).

Участники конференции могли не только послушать доклады экспертов, но и попробовать выиграть специальный приз от организаторов - видеорегистратор.  После каждого выступления на большом экране актового зала появлялся очередной вопрос транспортной викторины. Например - «В каком году произошло первое смертельное ДТП?» (Ответ - в 1896 году). Всего вопросов было 10, и на каждый из них нужно было ответить в течение 2 минут.

Победителем этого конкурса стала Ирина Евгеньевна Ильина, заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» ПГУАС. И это неудивительно, учитывая то, какие предметы она преподает у нас в вузе.

 «Данная конференция является важным событием для научного и профессионального сообщества г. Пензы, для всех тех, кто так или иначе связан с автомобильным транспортом. Конференция обозначает приоритеты транспортной отрасли, а именно – обеспечение безопасности дорожного движения, снижение социального и, соответственно, экономического ущерба от ДТП.

В ходе работы конференции были обсуждены вопросы взаимодействия и сотрудничества по ключевым темам, являющимся приоритетными в научно-практической деятельности кафедры ОБД», комментирует заведующей кафедрой «Организация и безопасность движения» И.Е. Ильина.

Похожие статьи