Разговор с завкафедрой «Геотехника и дорожное строительство» ПГУАС Вячеславом Глуховым. «В Пензенской области есть все полезные ископаемые для того, чтобы делать дороги из местного материала»
На прошлой неделе портал «Пенза-Онлайн» после нескольких лет перерыва возобновил проведение круглых столов, на которых представители общественности и власти обсуждают актуальные для города проблемы и ищут пути их решения. Главной темой прошедшей встречи стал поиск ответа на вопрос «Куда уплывают дороги в Пензе?». Одним из участников мероприятия стал заведующий кафедрой «Геотехника и дорожное строительство» ПГУАС Вячеслав Глухов. Его ответы показались нам очень интересными, однако, к сожалению, рамки проведения круглого стола ограничены по времени. Поэтому мы решили вновь встретиться с Вячеславом Сергеевичем, и на этот раз обсудить «дорожный вопрос» более полно.
— Вячеслав Сергеевич, расскажите, какие инновационные методы и материалы, которые вы считаете доступными сегодня, должны применяться при строительстве дорог?
— Относительно дорог города Пензе повезло. На территории Пензенской области есть все полезные ископаемые для того, чтобы делать дороги из местного материала. Сегодня у нас есть щебень, не только иссинский, но и более высокой твердой, назовем, марки. Есть цементный завод. Единственно — нет битума. Но недалеко от нас находится Сызрань, где он есть. Более того, в Камешкирском районе имеются нефтяные залежи, где можно добывать нефть, но только не для того, чтобы потом из нее сделать горюче-смазочные материалы, а можно ее добывать для того же битума, пусть и в небольших объемах.
Что касается песка, то он у нас, к сожалению, мелкий и полеватый. А для дорог нужен песок средней крупности. Тем не менее, такие залежи есть в Пензенской области.
Теперь что касается технологий. Конечно, они наработаны, и все здесь зависит от категории дорог. Через Пензенскую область проходит М5 «Урал». Здесь применяются самые передовые технологии. Например, ресайклинг. Эта технология известна с 70-х годов прошлого века. Именно по ней у нас несколько десятилетий тому назад делали проспект Победы. И эта дорога еще долго послужит жителям Пензы.
Улицы Кирова, Урицкого, Володарского, Гагарина, Терновского, проспект Строителей — направления с очень интенсивным движением, и ремонт на них должен производиться при помощи ресайклинга. Но для этого нужна соответствующая техника с высокой производительностью, и должен использоваться щебеночно-мастичный асфальт, так как он более долговечный.
В Пензе дороги стараются делать по этой технологии. Например, улица Кирова уже лет 12 без серьезного ремонта, если последний и проводился, то на отдельных участках.
— Как вы оцениваете состояние дорог Пензы в сравнении с соседними областными центрами?
— Я считаю, что Пенза в этом плане выглядит относительно благополучно. Да, не будем сравнивать с Москвой, а вот если посмотреть, как обстоят дела у соседей в Самаре, Нижнем Новгороде, Саратове... На их фоне мы находимся в более выигрышном положении. У нас меньше площадь, насчитывается около 500 тысяч населения. 1 млн 300 тысяч человек — в Самаре. 1,5 миллиона живет в Нижнем Новгороде. Это крупные города-миллионники, но вот, несмотря на то, что к Чемпионату мира по футболу было многое сделано, проблемы в Самаре и Нижнем Новгороде остаются.
Но вернемся к нам. Ремонт дороги — это оперативная работа, которая у всех на виду. Все мы с вами немножко учителя, врачи и строители. Мы видим недостатки в стройке, можем всем подсказывать, как лечиться, и, порой, любим поучать. Это нормальное качество любого общества.
На дорогах мы все видим выбоины, трещины, проседания, провалы. Многие проблемы связаны с нарушением технологии строительства. Например, каток проехал по насыпи не 3-4 раза, как полагается, а 1 или 2. Использовали песок не средней крупности, а мелкий, потом еще щебенку положили, которая растворяется при замачивании…
Что, собственно, собой представляет дорога с твердым покрытием? Это тонкая пластина толщиной 20 см. А сегодня по магистралям рассекают фуры, из-за которых нагрузка на дорожное полотно может составлять до 50 тонн. Естественно, появляется колея, провалы, и это никак не связано с верхним покрытием. Это значит, что не было подготовлено основание, а оно по существующему общероссийскому стандарту строительства дорог одинаковое: рабочая толщина насыпи (основной слой) составляет всего-навсего 50 см. При этом в Пензенской области глубина промерзания — 160-180 см.
То есть каждый год 50 см основного слоя и 20 см асфальта оттаивают и промерзают. Осенью — 3-4 раза и весной — 8. За это время основной слой разрушается, проваливается, а затем деформируется и поверхностный. В этой пластине по имени «твердый слой асфальта» появляются трещины и разрывы.
Самое страшное для дорог — вода. На всех магистралях главное — отвести воду от дороги. На трассах это более-менее решается. В условиях городской застройки, где есть бордюры, должна работать ливневая канализация.
Приведу пример. Когда ты переезжаешь Бакунинский мост и спускаешься в сторону Маяка, там, сколько себя помню, в дождь стояли автомобили. Сейчас стали воду откачивать, и сегодня эта проблема почти не актуальна. Но у нас есть проспект Строителей с большим потоком машин. Напротив «Коллажа» и «Ленты» нет настоящей ливневой канализации. Она так-то есть, но не справляется со своей задачей. И с этим надо что-то делать.
— Можете назвать положительные примеры реконструкции дорог в Пензе за последние несколько лет?
— В дальнем Арбекове сейчас модернизируется проспект Строителей, расширяется до 6 полос. Хорошо, что приступили к реконструкции дороги большого микрорайона. Плюс там делают двухуровневую развязку на «Зарю». Хочется сказать: наконец-то!
Конечно, много лет обсуждалась идея реконструкции дороги на Окружной, и к юбилею Пензы идею реализовали. При этом, в отличие от других улиц, сделали ливневку. Но чем хороша Окружная? Это одна из верхних точек города, там и без ливневки можно запросто обойтись из-за особенностей рельефа.
Радует, что на Гагарина убрали велодорожку, и улица сразу в два раза увеличила свою пропускную способность. Простая мысль решила организацию движения. Сегодня появились «умные» светофоры, которые регулируют по времени, — это здорово. Пешеходу дается 15 секунд, автомобилистам, допустим, 60 секунд. Хорошо учитывается динамика движения. В этом отношении мне нравится улица Луначарского, напротив Автовокзала. За счет длинных светофоров получилась «зеленая волна», хотя когда есть встречные потоки, «зеленую волну» сделать невозможно. Она может быть только при одностороннем движении. Но, тем не менее, когда там проезжаешь, иногда можно ни разу не останавливаться. Эти умные решения действительно делаются на кончике пера.
Продолжение следует.