Качество или количество — как строить дороги в Пензе
В пятницу вечером в зале Торгово-промышленной палаты на круглый стол «Куда уплывают дороги?» собрались представители власти, науки и общественности, последнюю представляли журналисты.
На прямой разговор с представителями СМИ осмелились глава города Владимир Мутовкин, директор Департамента ЖКХ по Пензе Артем Спиридонов, начальник ОГИБДД УМВД России по г. Пензе Павел Рудняев и начальник отделения дорожного надзора отдела Алексей Матюкин и профессор, заведующий кафедрой «Геотехника и дорожное строительство» ПГУАС Вячеслав Глухов.
Надо сказать, что подобные обсуждения несколько лет назад наш ресурс широко практиковал. Но последние эпидемиологические события заставили нас сделать некий перерыв. Вчерашний круглый стол мы провели не одни, а с коллегой Натальей Мокрецовой — главным редактором портала Про-общество. Мероприятие стало дебютным, в дальнейшем мы планируем продолжить обсуждать городскую среду и благоустройство в Пензе, но не будем забегать вперед.
На вопрос «Куда уплывают дороги?» Однозначного ответа получить не удалось. Как это часто бывает, позиция общественности и власти не всегда идентична. Однако общий взгляд на некоторые дорожные проблемы все же есть, власть слышит и готова к диалогу, и это уже хорошо.
За последние лет 8-10 качество дорог в городе значительно выросло, около 69% из них полностью соответствуют нормативному состоянию автомобильных дорог местного значения . Об этом говорил глава города Владимир Мутовкин. Владимира Борисовича поддержал и профессор Вячеслав Глухов, подчеркнув, что в соседних регионах — типа Нижнего Новгорода или Самары магистрали, конечно же, хуже. Качество дорожного покрытия ведет и к их пропускной способности. Именно поэтому в Пензе практически нет серьезных пробок по сравнению, к примеру, с вышеперечисленными городами.
В Пензе как в Сочи
Однако до сих пор технологии строительства или реконструкции дорог не соблюдаются от и до. Это признают и представители власти, и ученый. В частности, до сих пор используется иссинский щебень, который через некоторое время начинает расползаться, и песок, не всегда подходящего для конкретных строительных работ вида. При этом, по мнению Вячеслава Глухова, Пензенский регион в состоянии обеспечить себя всеми необходимыми для строительства дорог полезными ископаемыми. Вопрос в том, что не все карьеры их разработаны. Здесь нужен инвестор, способный создать перспективное предприятие. Когда-то ведь и цемента в регионе не было, а теперь местная компания способна работать не только на внутреннем рынке.
Еще одним серьезным минусом можно считать существующий общероссийский стандарт строительства дорог, предполагающий их основной слой толщиной в 50 см; с учетом, что наша страна огромна и находится в различных климатических зонах, когда в Сочи слой промерзает до 50 см, а в Пензе до 150, это видится также не совсем логичным.
Количество или качество?
Во время обсуждения зашел разговор о том, что же лучше — количество или качество. Профессор Глухов говорил о современных методах и материалах для строительства и в качестве примера вспомнил дорогу, идущую в Заречный, построенную лет 10 назад на бетонной подушке. Вот уже долгие годы ее асфальтовое покрытие остаётся в хорошем состоянии. Такое строительство процентов на 30 дороже обычного, но оно себя оправдывает в качестве.
С другой стороны, если делать вместо 30, например, 10 километров, немногие жители оценят такую инновацию. Об этом и не только говорил и глава города Владимир Мутовкин. Владимир Борисович обратил внимание, что дороги в городе гораздо лучше тех, что были лет 10 назад, во многом благодаря серьезному финансированию их строительства, в том числе по федеральным программам.
Его поддерживал коллега с мэри и — Артем Спиридонов, который подчеркнул, что за каждым реконструированным объектом сегодня ведется строгий контроль. Каждая реконструированная по программе БКАД магистраль имеет гарантийный срок, и в случае необходимости подрядная организация устраняет недостатки по гарантийным обязательствам. Как рассказали сотрудники ГИБДД, на состояние некоторых дорог жалуются в инспекцию и местные жители, но жалобы отправляют собственнику дорожного объекта, как правило, им является муниципалитет.
Головная боль мэрии и Думы — ресурсоснабжающие организации. Как правило, после ремонтных работ в городе они оставляют за собой заплатки, абсолютно неподобающего качества. Штрафы в 1-2 миллиона для таких монополий типа «Т плюс» или «Горводоканал» — это копейки. Решить вопрос могла бы муниципальная компания, «заточенная» именно под ремонт полотна после ресурсников.
Владимир Борисович рассказал, что есть предложение создать такую специальную бригаду на базе Пензавтодора (учреждение, появившееся после реорганизации Пензадормоста — прим. ред.). Профессиональный подход работников муниципальной структуры, наверняка, окажется более эффективным. Да и у ресурсников нет такой цели — оставить после себя идеальную дорогу — у них цель иная и иная мотивация.
И, напоследок, о мотивации. На круглом столе прозвучали слова, что истинной мотивацией в хороших дорогах обладает именно автомобилист, по этим дорогам ездящий. Проектировщику магистрали, подрядной организации строить качественные дороги не выгодно, ну а власти — как же осваивать федеральные бюджеты без новых дорог? Согласитесь, есть в этих словах доля истины.
P. S. Редакция «Пенза-Онлайн» благодарит всех пришедших на круглый стол за конструктивную интересную беседу. Особая благодарность — Пензенской Торгово-промышленной палате за предоставленное помещение.