-11° ... -14°, ветер 1 м/с
88.17
92.02
Как Пензе стать «силиконовой долиной»?
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов

Наша область давно живет мечтой о полноценном мощном IT-кластере. Но нам все время чего-то не хватает. Как Пензе стать IT-столицей? Бизнес предлагает решения.

 

Две отрасли — одна проблема

Едва ли у кого-то сегодня остаются сомнения, что доминирующим вектором современной экономики являются информационные технологии. Территории, на которых расположены эффективно работающие IT-компании, получают ощутимый бонус в развитии всех сфер жизни. Эффект усиливается при наличии устойчивых связей между самими организациями, образовательной, транспортной и иной инфраструктурой.

Отсюда с необходимостью следует, что опережающее развитие отраслей, связанных с созданием, обработкой, хранением и передачей информации, является одним из приоритетов для нашего региона.

Тем не менее, IT-бизнес Пензы сталкивается с рядом трудностей, одна из которых — кадровый голод. Несмотря на наличие достаточно сильной высшей школы, представители профильных кафедр пензенских вузов подтверждают, что уровень подготовки абитуриентов, поступающих сегодня на технические специальности, в среднем ощутимо ниже, чем одно-два десятилетия назад. Преподаватели вынуждены тратить учебное время не только на обучение по специальности, но и на то, чтобы компенсировать пробелы, оставшиеся по завершении школьного обучения.

Сложившаяся в младшем и среднем образовании ситуация, конечно, не специфична только для нашего региона. Низкий доход отпугивает педагогов, в итоге мы получаем переполненные классы, в которых порой учится более трех десятков детей. В таких условиях даже талантливый учитель не в силах преподносить ученикам материал на должном уровне.

Сегодня эти проблемы — финансовые у педагога и образовательные у учащегося — решаются за счет репетиторства, которое стало уже даже не массовым явлением, а сложившимся социальным институтом. Чем старше становится ребенок, тем большая на него ложится внешкольная учебная нагрузка. В итоге у подростков складывается негативное отношение к учебе, а также практически не остается времени для других занятий, будь то спорт, искусство или увлечение компьютерными технологиями.

Новый метод

В сложившихся реалиях IT-бизнес региона приходит к новой концепции профессионального ориентирования молодежи: образование в сфере информационных технологий должно начинаться не с института, а со школы — желательно, с самых ранних этапов. На сегодняшний день такой подход является необходимым условием успешного развития IT-отрасли региона средне- и долгосрочной перспективе.

При это следует понимать, что компетентный IT-шник сегодня — это не просто уверенный программист, кодировщик или тестировщик. По сути, предприятия сегодня ждут полноценных предпринимателей, способных сгенерировать идею, реализовать ее в производственном процессе, и, как итог найти устойчивый рынок сбыта своего продукта. Это требует и развитого логического мышления, и ораторского искусства, и представления о маркетинге, и знаний иностранного языка — перечислять можно долго. А человек, имеющий подобную подготовку, может применить свои навыки и за пределами IT-отрасли, в том числе, и в качестве руководителя, будь то коммерческая организация или сфера государственного и муниципального управления ― яркие примеры можно найти и в самой Пензе.

Меньше слов, больше дела

Высшее образование — точка соприкосновения интересов общества и бизнеса. Пензенские лидеры IT-отрасли сегодня достигают годового оборота в несколько миллиардов рублей и могут стать драйверами новой идеи. Как в реальной жизни может выглядеть основанный на описанных принципах учебный процесс, мы узнали у представителя такого «миллиардника» — директора по развитию ООО «Максофт» Евгении Пензиной:

— Есть несколько вариантов обучения «айтишника с детства». Первый, достаточно очевидный, это создание частной школы, в которой наряду с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) в программу будут внесены те компоненты, которые необходимы будущему IT-специалисту. Разумеется, обучение в частной школе может быть только на платной основе, но это поможет нам решить и вопрос переполненности классов, и привлечение квалифицированных высокооплачиваемых специалистов.

— Но готово ли население пользоваться услугами частных школ? Большинству это не по карману, а если так, то будет ли решена проблема в масштабах региона.

— Для начала надо соотнести затраты, на услуги репетиторов с затратами на платное среднее образование. Тогда частная школа уже не будет казаться привилегией для единиц. Сейчас об этом не принято говорить, но все чаще и чаще родители переводят своих детей полностью на домашнее обучение — опасаясь за качество образования ребенка. Муниципальные школы выполняют лишь функции экзаменатора. В таких условиях частное учебное заведение — решение, которое напрашивается само собой.

В качестве альтернативы можно привести проект прогрессивной школы, организацией которого мы уже сегодня занимаемся совместно с лицеем №2. Он подразумевает, что первую половину дня дети учатся по стандартной программе, а после обеда остаются в учебном заведении, где посещают занятия уже в соответствии с профильным направлением.

Разумеется, речь не идет исключительно о «кружках юных программистов». Сюда входят и творческие, и спортивные секции, которые и позволят сформировать именно того полноценного, всесторонне развитого айтишника-предпринимателя, который нужен отрасли региона. Но это уже будут не отдельные не связанные между собой секции, а именно единый комплекс классов, но с профильным уклоном и на территории одного учреждения. По сути, это своеобразная «IT-продленка».

Форма занятий также может быть серьезно расширена: не только и не «классические» уроки, сколько мастер-классы, практические занятия, выходы на производство.

Ключевой вопрос здесь, по-прежнему, привлечение квалифицированных педагогов и их мотивация. Поэтому прогрессивная школа тоже будет носить платный характер. Но мы не видим необходимости делать ее обязательной. Часть классов в каждой параллели может учиться «по старинке», а часть привлекаться к проекту.

С другой стороны, мы рассчитываем, что наш опыт может вызвать интерес. Образовательные учреждения, органы власти, представители бизнеса ― мы рады сотрудничать в этом направлении со всеми заинтересованными сторонами, избрав ту организационную форму, которая сочтем наиболее эффективной.

Содействие сверху

Образование — не та сфера, в которую бизнес со своими идеями может входить в одностороннем порядке. Однако уже сегодня идея прогрессивной школы вызывает предметный интерес, в том числе, у руководства Управления информационных технологий и связи Пензенской области.

Аналогичные мысли все чаще звучат и внутри педагогического корпуса региона.

Разумеется, проект не призван дать сиюминутный результат. Но в нашем случае это скорее даже плюс. Именно постепенное увеличение кадрового резерва IT-отрасли позволит сбалансировать спрос и предложение на рынке труда. Таким образом регион снижает риск «утечки мозгов» когда получившие образование в Пензе молодые люди уезжают работать в другие города или за границу.

Таким образом, сегодня у нас уже есть социально-экономический вызов, проект решения и инициатива со стороны бизнеса. Вопрос в поддержке проекта со стороны областного и городского руководства — надеемся, что оно не оставит вопрос без внимания. Потому что, на наш взгляд, это и есть грамотные инвестиции в будущее.

Источник фото: belta.by

Похожие статьи