24° ... 24°, ветер 5 м/с
94.09
100.53
За что будет отчитываться Правительство области?
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов

Любопытный документ был подписан в этом месяце Президентом России. Своим указом глава государства определил перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

88.jpg

Принципиально новым содержание документа не назовешь. Руководство регионов и ранее ежегодно держало ответ перед федеральным Правительством о проделанной работе и планах на будущее.

Однако обновленный список стал в два раза длиннее прежнего ― 24 пункта против 12. Предлагаем читателям сравнить старый и новый перечни.

Для удобства мы приводим показатели не в том порядке, в котором они зафиксированы в документе, но сгруппируем их по сфере применения.

1.png

2.png3.png4.png

Показатели, включенные в список, ― не просто набор статистических данных. Это те объекты, работа с которыми окажется в особом фокусе внимания чиновников, поскольку подлежит прямой оценке федерального центра. Как же изменились акценты таргетирования? 

Новые тренды

Из числа демографических показателей исчезли те, что отражают не только изменение численности, но и косвенно свидетельствуют о качестве жизни: смертность и доля детей, потерявших родителей. Вместо них, появился коэффициент миграционного прироста. Попытка привить соревновательный дух? Кто знает. По крайней мере, деления на иммигрантов из других регионов и из-за рубежа нет. В этом пункте можно усмотреть стимул для властей трансформировать, к примеру, гостей из Средней Азии в постоянных жителей.

Количество экономических показателей увеличилось вдвое.  Что действительно должно обрадовать многих предпринимателей ― подотчетной стала доля просроченной кредиторки в консолидированном бюджете. На простой человеческий язык это можно перевести так: не задерживайте оплату по госконтрактам. Сегодня, когда от чиновников можно едва ли не прямым текстом слышать,: «Честно, лучше в суд на нас подавайте, а то не заплатим», ― пункт кажется более чем актуальным.

Рост госдолга также стал чреват лишними последствиями для руководства регионов.
Среди новичков динамика ВРП (валового регионального продукта), хотя странным кажется скорее то, почему она не была в перечне прежде. С другой стороны, структура родившейся на территории добавочной стоимости в рамках данной отчетности никак не анализируется и не учитывается.

Зато похвастаться углубленным и даже креативным подходом могут новые пункты оценки благосостояния населения. Так «качество и доступность услуг жилищно-коммунального хозяйства» складывается из следующих показателей:
  •  количество дней с нарушением снабжения водой, тепловой и электрической энергией в среднем на одного жителя;
  •  отношение среднедушевых расходов населения на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства к стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг;
  • доля утилизированных твердых коммунальных отходов в общем объеме твердых коммунальных отходов;
  •  доля нормативно очищенных сточных вод в общем объеме сточных вод.
Еще один новичок, коэффициент доступности жилья, определяется как количество лет, необходимых семье, состоящей из трех человек, для приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра с учетом среднего годового совокупного денежного дохода семьи.

Пункты, включающие оценочные показатели (в то числе, оценку населения), на данный момент адресованы федеральному правительству для детальной проработки методики их подсчета. Бросается в глаза тот факт, что только один пункт, как раз оценочный, посвящен вопросам социальной сферы: образования, медицины, культуры и т.д.

Несмотря на то, что алгоритмы расчета многих пунктов пока только прорабатываются, уже сейчас можно усомниться в возможности получения релевантных данных.

Простой пример ― пункт Доля жителей субъекта, столкнувшихся с проявлениями коррупции. Как было показано в недавно опубликованном материале портала «Пенза-онлайн», расхождение между официальной статистикой и данными анонимных независимых опросов ― даже не в разы, а на порядок.

Но, так или иначе, ознакомиться с перечнем полезно будет каждому активному гражданину. К каждому из пунктов можно апеллировать в диалогах (спорах/разборках/etc.) c чиновниками и ведомствами.

Не можем также не отметиться, частное мнение, услышанное нами при подготовке материала. Суть его в том, что из приведенного списка реально важными показателями являются только несколько: динамика ВРП, среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, объем налоговых доходов и некоторые другие.

На наш же взгляд, ключевыми вопросами эффективности данной отчетности является широкое обнародование полученных результатов и их аналитического осмысления.

А также комплексный подход к мерам обратного воздействия со стороны федерального правительства на региональные власти ― возможно, на теоретическом уровне это вступает в некоторое противоречие с принципами федеративного государства, однако в отсутствие оного отчетность по утвержденному перечню может стать обычной формальностью.
    

Похожие статьи