ВИЧ в Пензенской области: цифры и ожидания
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
Многие не раз слышали, что Пензенскую область проблема ВИЧ-инфекции коснулась в гораздо меньшей степени, чем большинство регионов страны. Но руку лучше держать на пульсе, поэтому мы решил проанализировать цифры официальной статистики и порассуждать, имеем ли мы право думать, что это ВИЧ и СПИД — нечто далекое и к нам не относящееся.




Картина в цифрах

Чтобы чуть ближе познакомить Читателя с предметом нашей беседы, приведем некоторые статистические данные.
Человечество столкнулось с проблемой ВИЧ/СПИД в начале восьмидесятых годов XX века. К концу десятилетия вирус смертоносный проник и в российскую глубинку. Общее число ВИЧ-инфицированных лиц, зарегистрированных в Пензенской области с 1988 года, составило 4 076 человек, включая город Заречный (в статистических сводках он учитывается отдельно).

На начало текущего года на территории области проживают 2 889 лиц, живущих с ВИЧ/СПИД (ЛЖВС).

Одним из главных показателей, характеризующих распространение ВИЧ, является пораженность населения, измеряемая в количестве инфицированных лиц на сто тысяч человек. В Пензенской области эта цифра составляет 209,1.
Шесть территорий области имеют показатель выше среднего областного. В их число входят:

Город Кузнецк (388 ЛЖВС или 460,4 на 100 тыс. населения)
Кузнецкий район – 107 – 285,5;
Город Пенза – 1340 – 255,4;
Колышлейский район – 53 – 222,4;
Иссинский район – 22 – 220,3;
М.Сердобинский район – 19 – 212,8.

Пораженность ВИЧ-инфекцией жителей области из года в год продолжает увеличиваться.

Светлое прошлое и туманное будущее

А теперь попробуем разобраться, что значат эти цифры.

Пенза входит в число регионов, где ситуация с ВИЧ-инфекцией можно назвать относительно благополучной. Не могут похвастаться тем же окружающие нас кольцом Самара, Саратов, Ульяновск. Еще хуже дела обстоят в Москве, Кемерово, Новосибирске, а в Свердловской области официально объявлена эпидемия этого заболевания.

Тем не менее, в последние годы число выявленных ВИЧ-инфицированных лиц растет и в нашем регионе. Если в первое десятилетие ХХI века ежегодный прирост зарегистрированных больных исчислялся десятками, то сейчас счет идет на сотни. Так, ещё в 2010 году в городе Пензе было выявлено 39 заболевших. А уже за 6 месяцев 2017 года в г. Пензе и районах области зарегистрировано 119 новых случаев ВИЧ-инфекции.

Предположение, что эти цифры связаны с повышением эффективности работы по выявлению новых заболевших, при ближайшем рассмотрении оказывается несостоятельным. Рост эффективности может быть связан с применением более совершенных методов или технологий. Однако ничего такого в нашей области в последние годы места не имело.

Это означает, что рост выявляемости связан именно с ростом заболеваемости. К чему, в свою очередь, предпосылки имеются.
В конце 2010 – начале 2011 года в Пензе прекратила работу программа профилактических мероприятий среди основной группы риска — потребителей инъекционных наркотиков. Специально обученные люди распространяли среди лиц, страдающих наркоманией, информационные материалы, а также одноразовые шприцы и проспиртованные салфетки. Это признанная во всем мире тактика работы позволила эффективно сдерживать распространение ВИЧ/СПИД в среде наркоманов.

Как раз с начала десятилетия и начался ощутимый рост числа заболеваний. Программа ненадолго возобновила свою работу в 2013 году, что предсказуемо совпало с временной стабилизацией ситуации, но затем была свернута окончательно.




График наглядно показывает, как сказывалась отмена профилактической программы (красные стрелки) и ее возобновление (зеленая стрелка) на заболеваемости ВИЧ-инфекцией.

А в 2015 году не в последнюю очередь из-за отсутствия поддержки со стороны областных властей был ликвидирован пензенский Общественный фонд «АнтиСПИД».

— Распространено мнение, что эпидемия ВИЧ следует за эпидемией наркомании, — говорит заместитель главного врача ГБУЗ «Пензенский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи» Сергей Олейник. — Но дело не в том, потребляют или не потребляют наркотики на той ли иной территории, а в том, ведется ли профилактическая работа. Фразу «мы сидим на трафике» часто используют как оправдание. Все сейчас сидят на трафике, наркотики могут доставлять куда угодно. Очаги роста заболеваемости ВИЧ возникают там, где не действуют профилактические программы.

К сожалению, сейчас мы имеем информацию, что пензенские наркозависимые при потреблении наркотиков опять стали использовать общий стакан для промывания. То есть к нам возвращается то, с чем нам, казалось бы, удалось справиться двадцать лет назад. Поэтому кривая заболеваемости будет расти. Сейчас пока относительно стабильно, но предпосылки для роста уже складываются.


Жертвы внешней политики

Причины сокращения работ по противодействию ВИЧ в том, что многие из них имели внешние источники финансирования. В частности, таковым выступал активно критикуемый всеми Фонд Сороса, сотрудничество с которым, тем не менее, позволяло сдерживать эпидемию.

Некоторое время назад тем, кто привлекал внешнее финансирование, стали присваивать статус иностранных агентов. Альтернативных же источников взамен не появилось. Поэтому сегодня показатели некогда благополучной Пензенской области уверенно приближаются к средним по стране.

Стоит отметить, что не вся страна довольствуется ролью жертвы внешней политики. В Ленинградской области программы противодействия ВИЧ были взяты на бюджетное финансирование. Активная работа продолжается в Ростовской области.


Денежные средства и политическая воля

Чего греха таить, денег сейчас хватает не на все (впрочем, когда их хватало?), но как было замечено выше, есть фразы, за которыми люди, принимающие управленческие решения, имеют привычку прятаться, как за щитом.
Но также есть и факты с очевидной взаимосвязью: с одной стороны, сворачивание работ по борьбе с ВИЧ на территории области и строго совпадающий по времени рост числа заболевших.

Многие горазды верстать областной бюджет за чашкой чая у себя дома, но все же проблема распространения вируса иммунодефицита человека представляется той сферой, которую не следует обходить вниманием, даже когда она не вызывает сильного беспокойства. Расплата может быть слишком высока.

Дозой успокоительного для многих служит мысль о том, что основной средой распространения страшного заболевания являются маргинальные соцгруппы, такие как наркоманы или работницы сфера интимных услуг. Насколько это соответствует действительности — читайте в нашем следующем материале.
Источник фото: i.ytimg.com

Похожие статьи