Кто танцевал девочек на выборах?
Журналист
Журналист
По прошествии четырех месяцев после выборов в Государственную думу РФ, наш портал попытался дать анализ деятельности трех «пензенских» депутатов. И пришел к выводу, что один из них не сделал за это время для области ничего, в отличие от двух других, делавших то же самое.

5.jpg

В этом нет ничего странного. Так оно и должно было быть: такова была практически единодушная реакция наших читателей. Однако еще за год, за полгода и даже за пару месяцев до выборов ситуация выглядела несколько по-другому. Какое-то время казалось, что региональное представительство в Госдуме Пензы будет несколько иным. Причем на это выделялись огромные, по местным меркам, средства (мы лично не пересчитывали, но «информированные источники» говорят о суммах с окончанием «-ард»). И, соответственно, привлекались заезжие «специалисты». Но что-то не срослось…


Варяги «пиара»


Приезд столичных или даже просто иногородних специалистов по выборам в нашей области до последнего времени воспринималось как некая гарантия успеха. Ну, во-первых, типа варяги всегда все лучше знают. Во-вторых, первый тезис подтверждается стоимостью, превышающей стоимость пензенских работников просто по определению (ибо, где же есть более дешевая рабсила). В-третьих, вот сам Василий Кузьмич в 2002 году, когда тень прокурора нависла над областью, доверился приезжим профессионалам — те изрисовали стены рунами «зиг-зиг» и область была спасена от падения в красную пропасть. Опыт последующих лет, однако, показывает, что привлечение варягов идет скорее на вред, чем на пользу.

Да и про чудо на Суре 15-летней давности у одного из наиболее одиозных офицеров той войны, скандально известного некогда в Пензе журналиста Михаила Елисеева читаем в мемуаре:

«Покатавшись по стране и пообщавшись с коллегами, я с большим опозданием понял, какое же количество народа вело Василия Бочкарёва к его победе на последних губернаторских выборах. «Пенза? Знаем-знаем, работали там!» — улыбались иногородние мастера и подмастерья политического PR, когда речь заходила о том, кто из нас откуда родом. Не понаслышке зная на тот момент, кто из них сколько стоит, мне оставалось лишь вспоминать скромные пензенские гонорары и печально качать головой. Как это обычно бывает в таких случаях, все сливки сняли «понаехавшие», то бишь «звёздные» специалисты с именем. Местным же кадрам (которые, будем справедливы, и вывезли всю кампанию на себе), как всегда, с барского стола достались лишь жалкие крохи. Впрочем, это жизнь, и обижаться здесь абсолютно не на что».

То есть, результат все-таки делали не совсем приезжие. Но результат был. В дальнейшем, однако, результата от деятельности варягов не то, что не было. Отрицательный и нулевой результат — тоже результаты. Но он, скажем так, был отличен от ожиданий местных членов команд. Выборы в Госдуму—2016 на территории Пензенской области стали самым ярким примером отрицательной эффективности варягов пиара.


Таинственный заход


Эмиссары появились в декабре 2015 года. Человек по имени Марина представлялась уполномоченным администрации президента РФ, приехавшей в наш регион для того, чтобы понять, чем он живет, что волнует местных, и кто пользуется у них авторитетом с целью… продвижения кандидатов от оппозиции на предстоящие в сентябре следующего года выборах. Разговаривала она в основном с представителями той части журналистской среды, которая считалась если не прямо оппозиционной, то хотя бы независимой. В том числе и с автором этих строк. Выглядело это более или менее убедительно на фоне лунного политического ландшафта провинции при очевидной необходимости симулировать демократические процессы.

В итоге нам сообщили, что выбраны два кандидата для продвижения на выборах по местным одномандатным округам — Александр Кислов, мэтр пензенской журналистики, имеющий большой политический опыт, начиная с баталий начала 90-х, и Людмила Коломыцева, едва не обошедшая кандидата-единоросса на состоявшихся годом ранее выборах в Гордуму, сделавшая себе имя на защите прав граждан в области ЖКХ и на поствыборных судах. И была названа партия, которая должна оказать им поддержку. В принципе, как и ожидалось, (методом исключения) ею оказалась «Справедливая Россия».

Ничего хорошего, кстати, про ее местную организацию эмиссарам никто не сказал. На тот момент «СР» стала в регионе натуральной партией-анекдотом. Накануне выборов 2011 года мы с коллегой посетили офис пензенского отделения СР, пытаясь установить контакт на предмет защиты прав притесняемых в Пензе малых предпринимателей, а также предприятий, ставших объектами рейдерских атак. Выяснилось, что это там никого не интересует, а на вопрос, что их интересует, был дано потрясающий ответ: «Кто девочку ужинает, тот ее и танцует».


«Авторитеты» и чехарда с округами


Работа, вроде бы закипела. Вскоре выяснилось, что с Кисловым не срослось. Он слишком выпячивал свой политический и пиаровский опыт, пытаясь взять свою предполагающуюся предвыборную кампанию (а значит и средства, на нее выделяемые) в свои руки. Коломыцева, как истинный пассионарий, данными материями интересовалась в последнюю очередь и рвалась на баррикады, привлекая электорат, что устраивало в гораздо большей степени. Она уже прямо-таки с зимы начала своими силами, привлекая уже работавших с нею людей, «окучивать» предназначавшийся ей изначально партией «Лермонтовский» округ, в котором у нее уже был наработанный электорат.

Но с наступлением теплого времени года концепция поменялась — Коломыцевой было объявлено, что ее переводят на другой округ. А уже полуокученный Лермонтовский округ следует передать новому кандидату — уважаемому человеку из Москвы — Леониду Левину.

Почему именно этот округ был нужен Левину? Это стало известно позднее, когда с кандидатами определилась «Единая Россия». Она не выдвинула кандидата по этому округу вообще. А сам Левин построил свою предвыборную кампанию просто замечательным образом: он появлялся на телеэкранах в компании губернатора и других местных бонз, отчетливо педалируя свою принадлежность к истеблишменту и одобренность своей кандидатуры свыше. Что и дало свои результаты: за него проголосовали как за представителя власти, обеспечивающей стабильность.


Работа на выборах


Коломыцевой пришлось начинать все сначала в новом округе. Собственно уже тогда возникло, в дальнейшем лишь крепнувшее, убеждение, что никто Коломыцеву депутатом делать не собирается. А вот что собираются… Очень быстро стало ясно, что к решению стратегических вопросов местных никто не подпустит. «Работа в полях» с населением — это ваше. А вот остальное — это дело высоких профессионалов.

В том числе и «кадровая политика». Еще зимой, помнится Марина взволновано восклицала: «У нас ЧП! Оказалось, что имярек все докладывал губернским властям». — А кто ж вам рекомендовал этого *удака? — изумился я, услышав фамилию — Из наших никто не мог его вам назвать! — Вразумительного ответа не последовало.
Собственно и дальнейшая кадровая политика тоже внятностью не отличалась — кроме лично привлеченных самой Коломыцевой, личности появлялись мутные и невнятные.

Пока, однако, руководила процессом упомянутая Марина, все еще шло более или менее толково. Но к лету, сославшись на семейные обстоятельства, она все бросила и уехала. А на ее место прибыл некто Владислав, при котором уже началось просто черт-те что.
Фактически внятная работа велась лишь все в тех же «полях» силами коломыцевских кадров. А в самом штабе появились новые кадры. Ведшие, прямо скажем, малопонятную политику.

Главный печатный ресурс — газета «Фронт ЖКХ» (малоудачное унылое название, напоминающее недоброй памяти унылую «Коммунальную правду») с новым «профи в о главе превратилась, за вычетом программных выступлений Коломыцевой, в невнятный серо-бурый калейдоскоп вздора и чепухи, что было бы оправданно при условии, если бы он цеплял внимание — но нет! В итоге этот ресурс был полностью уничтожен…

Но это бы полбеды. Главное, что поражало: отношение к людскому ресурсу. Добровольцы, вызывавшиеся помогать перед выборами и непосредственно на выборах, игнорировались и более того — просто посылались — в буквальном смысле «идите отсюда!».

Как выяснилось, непосредственно на выборах оказалось «не закрыто» наблюдателями более половины участков. Когда добросовестные наблюдатели стали привозить копии своих протоколов и протоколы зафиксированных нарушений — от последних просто отмахивались — не надо ничего. Мы свое отработали….


Результаты


Коломыцева получила по своему округу 8,43%, заняв третье место после единоросса и коммуниста. Партия СР в области в целом получила 4,44% голосов. В два раза меньше, чем на предыдущих выборах. Бизнесмен Бычков, вбухавший в кампанию огромные средства, оказался из-за столь низкого показателя у разбитого корыта, и в Думу по спискам не попал.

А попал туда Левин. Во многом благодаря тому, что с предвыборной кампанией собственно СР практически никак связан не был, и в глазах избирателя с ней не ассоциировался. Он набрал 63,78% в своем округе, при том, что партия набрала 4,78% — в пятнадцать раз меньше! Итог — заезжие координаторы полностью провалили кампанию, не только не умножив уже имевшийся и привлеченный (Коломыцева и ее довольно многочисленные сторонники) капитал, но растранжирив его так, как еще нужно было постараться.


Выводы


Политолог Анатолий Бодров, много поработавший на выборах, в том числе за пределами региона, входя в команды таких известных товарищей как Олег Шеин или сам Владислав Третьяк, говорит, что главная проблема спустившихся в регионы сверху «профи» нежелание учитывать какие-либо местные особенности, выстраивать отношения с местными людьми… Что, впрочем, само по себе следствия главной причины — незаинтересованности в поствыборной ситуации на местах. В этой ситуации непонятно, зачем с этими невнятными гастролерами связалась Людмила Коломыцева.

По-настоящему специалист по выборам будет работать только тогда, когда будет знать, что он останется работать в этой команде и после выборов — в случае победы на какой-то должности у победителя, в случае неудачи — работая над поствыборным анализом, переходя в другие проекты кураторов и т.д. А так —перед выборами «пьем водку» (не надо понимать в каждом конкретном случае буквально), после выборов получаем деньги и сваливаем. Заинтересованности — никакой. Так что не верьте профессионализму приезжих специалистов, доверяйте заинтересованности местных!

Источник фото: http://mytaganrog.com/

Похожие статьи