Елена Столярова: «Создание семьи должно быть осознанным решением».
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
Как молодежь относится к тому, чтобы завести трех и более детей? О «чайлдфри», возрастных матерях и приемных многодетных семьях ― в продолжении нашей беседы с уполномоченным по правам ребенка в Пензенской области Еленой Алексеевной Столяровой.

2222.jpg

― Елена Алексеевна, сегодня набирает популярность так называемое движение «чайлдфри». Как Вы относитесь к этому явлению?

― С одной стороны, когда кто-то пытается аргументировать свою озлобленность к детям тем, что нет денег, что ребенок мешает материальному достатку, думаю, это попытка себя оправдать в глазах людей свою неспособность создавать и сохранять семью.

Но в то же время создание семьи не должно быть конъюнктурным выбором, следствием расчета. Это должно быть осознанное решением. На пути молодых людей могут возникать самые разные трудности. Не зря говорят: «Жизнь прожить ― не поле перейти». Я даже скажу, что если человек не готов ― семью лучше не заводить.
В обществе всегда есть культура и есть субкультура. «Чайлдфри» ― это определенный круг молодых людей. Не думаю, что у них у всех сохранятся такие убеждения. Субкультура ― дело молодое, и потребности людей имеют свойство меняться.

С другой стороны, если обратиться к примеру, который я приводила, когда мать ударила маленькую девочку ногой ― я думаю, этой женщине как раз было бы лучше оказаться в числе «чайлдфри».
Поэтому я не буду давать оценку, хорошо явление «чайлдфри» или плохо. Каждый взвешивает свои силы и решает для себя.

― Еще одна современная тенденция ― заводить семью и детей по возможности позже. Но женщин, выбирающих такой путь, любят запугивать словом «старородящая». Как Вы оцениваете эту ситуацию?

― Я не медицинский специалист, могу озвучить только свои предположение. Сейчас ученые говорят, что половое созревание у девочек наступает рано ― к 12-13 годам, тогда как сто лет назад это происходило примерно в восемнадцатилетнем возрасте. Медики заявляют, что самое благоприятное время для рождения первенца ― физиологически, психологически, эмоционально и социально ― это 19-20 лет. Это пик физических ресурсов организма.

Почему молодые люди откладывают рождение детей? Думаю, это связано с тягой к независимости. Молодежь сейчас рано уходит из семьи, хочет обеспечить свою «автономность», приобрести машину, жилплощадь ― хотя бы в ипотеку. В итоге популярны становятся гражданские браки, в которых детей предпочитают не заводить, понимая, что это гораздо более высокий уровень ответственности.

Само по себе стремление к самостоятельности не плохо. Но если молодой человек получает образование и не может найти работу, что он делает? Едет в другой город, снимает жилье ― такая ситуация рождение ребенка явно не приближает. Государство должно обеспечить молодых людей возможностью работать по специальности ― следом за этим подтянется и рождаемость.

― А что Вы можете сказать о таком явлении как приемная многодетная семья?

― Еще в девяностые годы начался активный процесс расформирования детских домов. Задача была передать детей в те семьи, где они бы обрели опыт семейной жизни, общения с братьями и сестрами, с родственниками, с соседями, в конце концов. Где научились бы вести домашнее хозяйство. Нести ответственность друг перед другом.

Первая такая семья у нас появилась в Сурске. Сейчас у женщины, которая брала этих детей, Евдокии Ивановны, уже огромная семья, внуки и правнуки. А в те годы про нее много писали соседи: дескать, она берет детей, чтоб заставлять их огороды свои копать. Но у нее и собственные дети занимались работал так же. Но она говорила: эти дети вырастут и будут уметь посадить картошку, работать с инструментами, поддерживать свой дом в чистоте. Сегодня уже ее родная дочь воспитала несколько приемных детей.

Другой пример. В Малосердобинском районе педагоги брали себе детей, в том числе, желая сохранить школы. А их педагогическое образование помогало им воспитывать этих детей. В итоге школы продолжили работать, и ни одного возврата детей в детский дом из этой деревни не произошло.

В области у нас, кстати, процент возврата приемных детей в принципе небольшой. Чаще всего возврат происходит, если семья берет не маленьких детей, а подростков. Этим ребятам бывает сложно адаптироваться в новой среде. Но, например, в селе Ленино есть мама, которая несколько раз брала себе ребят 15-16 лет.

Ее родной взрослый сын тоже проводит с ними время, ходит вместе с ними в походы. Они живут у неё по 3-4 года, потом поступают в образовательные учреждения, уходят в общежития ― но ее не забывают, к ней возвращаются. И все ее зовут «мамой».

В детском доме в Спасске была девочка, которая несколько раз пыталась совершить побег. В итоге решили обратиться к этой маме из Ленино. Женщина взяла девочку к себе ― и ни одной попытки побега у нее больше не было.

Сегодня, чтобы взять ребенка, надо пройти школу приемных родителей. Психологи очень четко диагностируют, готовы ли люди к усыновлению или нет. Одним словом, система работает ― и работает не «для галочки». Я вижу и верю, что кому-то это помогает найти свое семейное счастье.
Источник фото: zspo.ru

Похожие статьи