-1° ... -1°, ветер 1 м/с
100.68
106.08
Альтернативное правительство Пензенской области
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
Незаменимых людей не бывает. Даже министров. А критика кабмина, прозвучавшая на губернаторской планерке в минувший понедельник, наводят на мысль, что у главы региона есть претензии к некоторым из членов правительства. Что ж, достойный кандидат есть на каждое министерское кресло.

99.jpg

Сетовал губернатор на то, что сложные вопросы решает едва ли не в одиночку. Эффективное выполнение задач в любой сфере обеспечивается прямым контролем главы региона. Это «ручная модель управления», максимально воплощенная при Василии Бочкарёве.

Иван Белозерцев, судя по всему, желал правительство работать командным методом, но аппарат оказался гораздо инертней, чем ожидалось. Межведомственного взаимодействия нет, проектное управление несколько профанировано.
Может быть, проблема в кадрах?

Вариант мягкий: сменить всех


Если работник (а министр — это работник) чувствует себя исключенным из конкурентной среды, рвение его неизбежно падает. Поэтому членам правительства не стоит забывать, что для каждого из них есть альтернатива, даже просто на вскидку. И пусть скептики скажут, что этим людям до смерти не нужны министерские посты — дело не в этом. Где есть одна замена, найдется и вторая.

Минкульт яркий тому пример. Кандидаты опытные и достойные приходили в голову один за другим. Но мы, пропустив несколько очевидных вариантов, остановились на фигуре Олега Рубцова. Известный широкой публике рядом своих проектов, среди которых фестиваль JazzМау и магазин редкой литературы «Впереплете», имеет много сильных сторон. Огромный опыт решения организационных, финансовых, маркетинговых задач; искреннее отношение к своему делу; здоровый взгляд на многие вопросы. В конце концов, безупречная репутация в глазах пензенцев. Не приедет, не пойдет, скажете? Ну так, извините, и вы ведь тоже не спрашивали.

Минсельхоз возглавить мог бы уже имевший опыт работы в правительстве Игорь Чудновский. Его взгляды на развитие АПК концептуально отличаются от сложившихся сегодня практик работы. Зато могут оказаться созвучными интересам большого кругу средних и мелких сельхозпроизводителей.

С Минпромом вполне управился бы Валерий Беспалов. Сейчас он именно его и курирует, но в статусе зампреда. А раз так — почему бы не совместить две должности в одном лице? Нам кажется, решение логичное, да и Валерий Николаевич справится. А может быть, стоит поручить руководство областной промышленности Андрею Назёмнову, много лет возглавлявшему ОАО «Электромеханика»?

Минспорту нужен человек столь же профессиональный, сколько и авторитетный в своих кругах. Например, заслуженный тренер России, кавалер многих государственных наград Валерий Старкин, "патриарх" пензенской школы гимнастики.

Строителями Пенза богата, но в качестве потенциального главы Минстроя первым в голову приходит Рафик Ибрагимов. У создателя «Спутника» есть и поклонники, и критики, но недооценить масштаб и многоаспектность этого проекта сложно. Рафик Анверович не раз заявлял о том, что политика его не привлекает. Но профессиональный вызов — дело тонкое.

В Минздраве давно назрели перемены. Может быть, навести порядок в отрасли смог бы действующий глава областного центра Валерий Савельев? Руководство родной сферой вместо слухов и склок вокруг номинального поста главы города — не лучшее ли применение талантам Валерия Петровича, поднаторевшего за последние годы и в политических вопросах?

В общем, кандидаты есть. Говоря о Минобре вспоминаем, например, Андрея Долова, а о Минэке — Михаила Косого и так далее. Но что, если взглянуть на вопрос шире? 

Вариант жесткий («прорывной»): работать по-новому


Мы уже обратили внимание на странную особенность структуры правительства на примере Минпрома: один зампред курирует одно министерство.
Случай не уникальный. В ведении Андрея Кулинцева находится управление информатизации и проектный офис (едва ли не бесполезный). Под патронажем Андрея Лузгина исключительно Минэк.

А вот начальник департамента градостроительства и архитектуры Леонид Иоффе подчиняется напрямую губернатору, минуя и министров, и зампредов.
Отсюда идея — не упростить ли структуру правительства, насколько это возможно? Например, так.

Глава правительства (фактически, заместитель губернатора, особенно в отсутствии вице-губернатора) остается, как и прежде. А количество министерств сокращаем... ну, скажем, до четырех (потребность в зампредах отпадает автоматически).

Без изменений оставляем Министерство финансов, выполняющее, по сути, функцию региональной бухгалтерии. И даже министра трогать не будем. Любовь Финогеева считать умеет. А вот остальные министерства группируем по признаку близости профиля.

Под единым началом объединяем ведомства экономического блока: министерства экономики, промышленности, строительства. Когда сотрудничать между собой ведомства не хотят (индивидуальность теряется, понимаете?), объединение выглядит идеей, имеющей, как минимум, право на обсуждение. Управление можно поручить хотя бы тому же Валерию Беспалову.

Третьему ведомству мы поручим вопросы, связанные с природными ресурсами нашей области: сельское и лесное хозяйства. Уже упомянутый нами Игорь Чудновский, кстати, знаток и первой, и во второй сфере.

И, наконец, социалка. Образование, медицина, социальное обеспечение, культура — все они и так уже объединены по патронажем зампреда Олега Ягова. На первых порах руководство можно оставить за ним.

Четвертое супер-министерство может показаться едва ли не самым радикальным шагом. Не пугайтесь. Оно-то как никакое другое иллюстрирует философию новой системы. А именно:

1) Новое целеполагание. Верите-нет, но правительство из шести человек — орган гораздо более совещательный, чем оное из двадцати с лишним. Вес каждого голоса растет, видение вопросов становится более целостным. А нижестоящих руководителей приглашать можно индивидуально, по мере необходимости, с правом совещательного голоса. Да и какая необходимость, скажите, еженедельно сводить за одним столом господина Москвина с госпожой Курдовой?

2) Оптимизация кадров. Понятно, что с лишними зампредами уйдут лишние помощники, заместители, советники, секретарши. А те, кто останутся, сменив название на более скромное, будут обходиться казне дешевле. Подробные инструкции по сокращению чиновников читаем здесь.

3) Бонус: рациональная организация рабочего времени. Возможно, по расширении зоны ответственности меньше время будет тратиться на разного рода открытие мероприятий, презентаций и прочих конференций ради картинного поднятия статуса. Больше — на предметную работу.

Радикально? Не спорим. Но, признайтесь, ведь и вам приходила в голову радикальная мысль, что ВСЕ пензенские министерства занимаются исключительно текущим, ситуативным управлением. Решают локальные задачи. Поэтому в области у нас все как-то само собой течет, не ускоряется, не замедляются. Есть какие- то условные изменения в условных рейтингах. А пора бы.

Похожие статьи