Пензе нужна канатная дорога
Владислав Беляков
Владислав Беляков
В 2019 году пензенской канатной дороге исполнилось бы 25 лет. Она была торжественно открыта в 1994 году и быстро завоевала популярность среди жителей Пензы и гостей города. Путь от кинотеатра «Современник» до парка имени Белинского кабинки преодолевали за 12 минут. От желающих прокатиться не было отбоя. Но в 2000 году канатная дорога закрылась. Сначала говорили, что на реконструкцию, затем стало ясно, что навсегда.

1.jpg
Пенза

Как-то внезапно выяснилось, что аттракцион построен с нарушениями требований безопасности, экологии и т.д. Кабинки с тросов сняли и сложили за кинотеатром (они и по сей день там ржавеют), на том и успокоились. Где-то до 2005 года бывший аттракцион перешел из муниципальной собственности в частную. Была информация, что новый собственник вдохнет жизнь в объект, но ничего, как видим, не произошло. Столбы на Боевой горе стоят по сей день — ни демонтажа, ни ремонта.

С тех пор предложения о реконструкции канатной дороги регулярно звучат в кабинетах администрации Пензы и областного правительства. Однако дальше разговоров дело не заходит.

Осенью прошлого года данную тему поднял губернатор Иван Белозерцев на встрече с руководством группы компаний «Ташир», которая приобрела самый известный пензенский долгострой — здание гостиницы «Интурист». Дескать, неплохо было бы возобновить работу «канатки» на радость людям, сказал глава региона. Гости из «Ташира» кивнули. Как бы согласились, и ладно. И опять ничего не происходит.

Говорят, что восстановить в первоначальном виде дорогу невозможно. Конструкции (столбы и тросы) износились, а прежние открытые кабинки не соответствуют современным требованиям безопасности. То есть, фактически собственнику, если он пожелает восстановить объект, сначала придется все снести, а затем построить заново. Что значительно увеличивает сумму затрат в отличие от варианта, если такую дорогу возводить с нуля.

2.jpg
Батуми

Но если Пензе нужна канатная дорога, то лучшего места для нее все равно не найти. «Канатка» могла бы стать не просто «новой-старой» достопримечательностью Пензы для привлечения туристов, но и удобным транспортным средством для студентов, которые за какие-то 10-15 минут могли бы добраться из центра города до вуза.

В прошлом году корреспондент портала «Пенза-Онлайн» Михаил Чернецов общался с директором ЦПКиО им. В.Г. Белинского Еленой Савельевой. Разговор зашел, в том числе, и о перспективах канатной дороги. Савельева заявила, что нашему городу «канатка» особо не нужна.

«У нас не курорт и не гористая местность, — сказала она. — Запуская канатную дорогу, мы должны понимать, что увидят те, кто по ней поедет. А увидят они частную застройку и жителей, работающих на огородах. Скорее всего, большинство прокатится на канатной дороге три раза в жизни: первый раз, чтоб посмотреть, что это такое, второй раз показать детям, и третий — внукам».

Кроме того, директор парка добавила, что как коммерческий проект канатная дорога никогда не окупится. По ее словам, затраты слишком велики, а прибыль никакая.

3 (1).jpg
Нижний Новгород

Позволим себе не согласиться с мнением Елены Евгеньевны. При толковом менеджменте бизнес-проект канатной дороги может стать вполне успешным. Пенза не может похвастаться большим количеством достопримечательностей, и «канатка» (будь она у нас) сразу же попадет в маршруты большинства туристических групп, прибывающих в Пензу. Не откажутся прокатиться хотя бы разок и деловые люди, приезжающие к нам в командировку.

По данным управления культуры Пензы, в прошлом году наш город посетило 140 тысяч туристов. Посчитаем. Допустим, половина из них поднялась бы на «канатке» до парка (а многие проделали бы этот путь в обе стороны). 70 тысяч человек умножим на 100 рублей (возьмем за основу такую стоимость билета), получим 7 млн. рублей. И это только с приезжих туристов. Еще раза три по столько же можно заработать на местных жителях.

Прибавьте сюда прибыль, полученную с сопутствующей инфраструктуры. Речь о торговле сувенирами, мороженым и прохладительными напитками, которую можно организовать на нижней и верхней станциях.

Госпожа Савельева утверждает, что парку канатная дорога не нужна. А ведь люди с канатной дороги попадут именно в парк. И будут тратить там свои деньги, увеличивая тем самым доход парка.

Другое дело, что окупится проект далеко не сразу. В голодные 90-е годы, если кто помнит, даже в будние дни к канатной дороге выстраивалась очередь. Пустыми кабинки ходили очень редко.

При минимальном количестве кабинок (10 штук по 2 человека) за 12 часов через «канатку» пройдет 2400 человек. Посчитаем еще немного? В год это более 870 тысяч человек. Умножим на 100 рублей, получим 87 млн. рублей. Вот такая арифметика. Конечно, такое возможно при самом оптимистичном раскладе

Очевидно, что нынешнему владельцу металлолома, которым является «канатка», до ее реконструкции нет дела. Он как та собака на сене. Сам не пользуется и другим не дает. Хочется верить, что администрация Пензы найдет в себе силы (юристы — в помощь) потребовать имущество назад.

И передаст его на льготных условиях заинтересованному бизнесу, который смотрит в будущее с оптимизмом, рассчитывая на долгосрочную перспективу, а не на сиюминутные «быстрые деньги».

Фото автора

Похожие статьи