24° ... 24°, ветер 5 м/с
94.32
100.28
Чем живет еврейская община Пензы?
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
Исторически на Пензенской земле сожительствуют множество культур ― и, в отличии от некоторых других регионов, очень даже мирно. Едва ли не всей губернией празднуется татарский Сабантуй. С завидной периодичностью выступают на пензенских сценах армянские артисты. А в жилах какой части пензяков течет мордовская кровь, и сосчитать никто не возьмется. В этой пестрой массе почти незаметна остается жизнь еврейской общины. Что скрывают стены синагоги на улице Максима Горького?




Загадочные евреи


― Когда нас в Великую отечественную эвакуировали из Днепропетровска, ― вспоминает руководитель Пензенской Еврейской общины Михаил Аронович Цесис, ― к обозу в селах, которые мы проезжали, сбегались местные жители: «А когда евреев повезут?» Мы спрашивали, почему они интересуются. «А хотим на рогатых посмотреть!» ― простодушно отвечали селяне. Люди искренне верили в бабушкины сказки, что евреи — это какие-то загадочные существа с рогами и копытами! «Со следующим обозом», ― говорили мы им.

Еврейскую диаспору действительно всегда окружал некий ореол загадочности, скрытности. Несколько лет назад Ваш автор задумался, где в Пензе находится синагога. Узнав адрес, мысленно совершил прогулку по Максима Горького, да так и остался в сомнениях ― где же она спряталась.


Вот она — синагога

― Дело в том, что иудаизм не миссионерская религия, ― делится своими соображениями религиозный лидер пензенских евреев рав Дан. ― У нас нет цели привлекать людей других конфессий и национальностей. Поэтому наша деятельность направлена внутрь общины. Думаю, этим обусловлено то, что мы не рвемся «в массы».
Община реализует серьезные социальные проекты, может они недостаточно освещены. Буквально на днях у нас для малоимущих, многодетных, неполных семей будет раздача подарочных сертификатов в магазин одежды. 35-40 семей примерно. Эту помощь мы оказываем не только евреям, но и просто тем людям, которые как-то связаны с общиной ― а такие тоже есть. Приходят, общаются, чем-то помогают ― наверное, чувствуют здесь какое-то тепло.


Где скрывается еврейская культура?

Характер еврейской «движухи» можно хорошо проиллюстрировать на примере национальных праздников. Их много, но значительная их часть носит подчеркнуто семейный формат. Каким-то образом подключить туда представителей других национальностей, чтобы познакомить их с культурой, непросто в силу сложности традиций.

Например, 20-21 сентября община отмечала Новый год по еврейскому календарю. Люди собирались в синагоге, возносились молитвы, проводился праздничный ужин. Но священный день накладывает на иудея много ограничений. Не используется электричество, нельзя звонить по телефону. Евреи умеют организовать этот день так, чтобы провести его интересно. Но те, кто приходят сюда регулярно и с определенной целью, знают, что их ожидает. А вот человеку с улицы понять это будет сложно.



Пурим — семейный праздник


В октябре предстоит встретить один из самых внешне примечательных праздников Суккот. По традиции праздничные трапезы проходят в специально сооружаемых шатрах, «кущах».

― Хотите посмотреть на сукку? ― спрашивает член общины, представившийся нам Борисом. «Сукка» это и есть «шалаш» или «шатер» на иврите. ― Приходите в гости!

Но и праздничный шатер, оказывается, будет возведен на дворе синагоги, и вряд ли жители Пензы, не связанные с общиной, смогут стать свидетелями торжеств.

Но есть и обратные примеры. Ханука, традиционно отмечаемая в декабре, уже много лет проводится в формате дня еврейской культуры. Последние годы он проходил в пензенском Центре культуры и досуга (бывший ДК им. Кирова). Музыкальные выступления, книжные ярмарки, мастер-классы ― мероприятия по душе могут найти люди разных интересов и возрастов.


Статистика и жизнь

По данным последней переписи населения евреями назвали себя 593 жителя Пензенской области, но по понятным причинам это число несколько занижено. В Федерация еврейских общин России считают, что для городов-полумиллионников официальную цифру следует умножить на три или на четыре ― так можно приблизительно оценить реальное количество.

По словам рава Дана, перед переездом в Пензу в 2009 году он надеялся найти у нас около 3 тысяч евреев, но этот прогноз оказался оптимистичным, и сегодня, по его оценкам, среди пензенцев еврейское происхождение имеют около 2 тысяч. А в контакте с общиной так или иначе находятся человек восемьсот.


Шофар — один из узнаваемых атрибутов иудаизма

― А сколько у нас евреев-ортодоксов, таких как мы видим на картинках в Интернете, в шляпах, с бородами и пейсами? ― спрашиваем мы Михаила Цесиса.

― Один, ― улыбается Михаил Аронович и кивает в сторону кабинета раввина.

― Есть, конечно, люди, тщательно соблюдающие традиции, но их немного. ― уточняет рав Дан. ― «Ортодокс», в обывательском представлении, это что-то на грани с фанатизмом, с определенной закрытостью от общества. Видите ли, иудаизм ― очень сложная религия, регламентирующая все нюансы человеческой жизни, от молитвы до наследственного права.

Но ведь и в православии, если человек верит в Бога-Троицу и хоть иногда посещает церковь, он может назвать себя христианином. Так же и у нас: не считать человека иудеем потому, что он включил в субботу телевизор, не очень корректно.

На вопрос, стоит ли перед городской общиной вопрос выживания, раввин отвечает утвердительно. Тем не менее, в Пензе были случаи обращения в иудаизм людей, не являющихся этническими евреями. Совсем недавно гиюр (посвящение в иудейскую религию) прошла одна молодая пензячка. К новой вере ее привело знакомство с молодым человеком-израильтянином, за которого она впоследствии вышла замуж.

― Я провожу занятия с группой взрослых мужчин, ― продолжает свой рассказ рав Дан. ― Мы занимались раз в неделю, но я видел, что для людей и это обременительно, поэтому сократил занятия до одного раза в две недели. Получалось всего лишь три часа в месяц! Но за три года произошли невероятные изменения. Они сделали обрезание, стали регулярно молиться, накладывать тфилин. Тфилин ― это специальный молитвенный набор, стоит он долларов 700. И это благодаря лишь трем часам в месяц!


Интригующий вопрос

Одна из самых известных сторон жизни еврейской общины ― организация поездок молодежи за границу: в Европу, Израиль и даже США.

― Мы стараемся все наши программы перевести в разряд конкурентоспособных. В разряд крутых. Чтоб парень или девушка услышав о них сказали: «Уау! Я нигде больше этого не получу! Где я ещё смогу на халяву съездить за границу». Но, на самом деле, это не такая уж и халява. Взамен человек приносит свое участие в жизни общины. Программа помогает втянуть молодежь в наш круг, и постепенно община становится для них частью жизни.


Без работы с молодежью будущее общины окажется под сомнением

Мы не смогли удержаться от соблазна спросить, откуда община берет средства для всего этого.

― У нас есть спонсоры. И частные лица, и организации. Если говорить конкретно о программе зарубежных поездок, финансирование, конечно, идет через Федерацию еврейских общин России ― это слишком глобальное мероприятие. Но и в Пензе есть меценаты, которые помогают нам собрать средства на наши локальные проекты. И это далеко не только евреи. Есть те, кто не является евреем по галахическому закону, по матери. А есть и те, кто вообще не связан происхождением с нашей нацией.

― А что мотивирует этих людей на такую поддержку? Забота о сохранении этнического и культурного многообразия?

― Нет-нет. Думаю, люди просто видят в этом истину. И как-то себя с этой истиной соотносят.

Фото предоставлены Еврейской общиной города Пензы

Похожие статьи