Зареченский ТЮЗ подарил «Дракона» своему режиссеру



Говорят, главное — не подарок, а внимание. Александру Куприянову, проработавшему 12 лет в качестве актера и режиссера в Театре юного зрителя Заречного, коллеги устроили творческий подарок — поставили в юбилейный день спектакль по пьесе Е.Шварца «Дракон». Все внимание в зале было в этот вечер отдано юбиляру и творению.
По словам самого именинника, он горд, что его спектакль играют в его юбилей. В пьесе те же, что и при нем, актеры, а режиссерским видением он остался доволен. Режиссер-постановщик Михаил Гаврилов рассказал, что Александр Куприянов является его учителем, и последний спектакль, который поставил в Зареченском ТЮЗе два года назад Александр Куприянов, это именно — «Дракон».

— О чем этот спектакль?
— О духовности, о том, что наш современный мир убыстряется, все гонятся за регалиями, постами, о том, что все хотят только брать. А надо отдавать, делиться —вот в этом и есть истинное счастье. Мы забываем об этом и превращаемся в драконов. Город порабощен злобным трехголовым Драконом. Три головы его — это три разных человека. Как будто в нем живут три разных сущности.
Регулярно тот требует себе самую красивую девушку, не говоря уж о постоянных подношениях в виде приличной продуктовой корзины. Некий юноша по имени Ланселот случайно попадает в этот город и встречает девушку, которая в очередной раз предназначается злобному змию. Естественно, герой возмущен подобным самоуправством и вызывает гигантское пресмыкающееся на смертный бой, во имя справедливости, а кроме того, во спасение красавицы, в которую он мигом влюбляется.
Дракон достаточно мерзок, не рассчитывая на свою силу, решает хитростью одержать верх в поединке. Через своего помощника, кстати, бывшего жениха обреченной девушки, он передает ей свой приказ убить героя отравленными кинжалами. Далее открывается страшная правда — никто в городе не хочет избавления от змея. Бургомистр прикидывается душевнобольным, кроме того, помощник ящера — его родной сын, пристроенный на тепленькое местечко, и потому смерть патрона ни сыну, ни отцу не выгодна.
Никто не жалеет саму девушку, никто не хочет помочь герою убить гада и сломать существующий, несправедливый порядок. В качестве оружия, которое по правилам должны предоставить горожане смельчаку, вызвавшему на бой Дракона, Ланселоту выдается ведро вместо шлема и чайный подносик вместо щита.

Но герой не унывает, поскольку находятся в городе неравнодушные люди. В первую очередь, это — дети, которые привели его в город, рассказали всю правду и познакомили его с немногими неравнодушными горожанами. Оказывается, вопреки уверениям ящера в том, что он испортил и извратил всех людей, некоторые еще не перешли на сторону зла. Они явились предложить смельчаку свою помощь. Ткачи соткали ковер-самолет, шляпник сделал шапку-невидимку, а кузнец выковал отличный меч. Этим людям тяжело далась их доброта, они боятся гнева руководства, но понимают, в чем истинное зло и желают избавления от него, даже ценой собственного благополучия.
Благодаря такой помощи, Ланселот, безусловно, побеждает в бою. Его не смогли убить ни с помощью запугивания жителей города, среди которых нашлись нормальные люди, ни с помощью влияния на девушку, которая отказалась убивать Ланселота после того, как он признался ей в любви. Но герой смертельно ранен в поединке, и только дети в последний момент успевают оказать ему помощь.
Через год перед нами тот же город. Те же армейские порядки, но уже при новой власти. Старый бургомистр объявил себя победителем дракона, сына своего поставил на свою должность, а сам занял, по сути, драконово место. Объясняет он это так: Дракон за 400 лет подчинил себе город так, что этими людьми править в том же духе будет очень просто, почему бы не воспользоваться этим. Не будучи животным снаружи, новый властелин перенял все его повадки. Он даже берет себе в жены Эльзу — ту самую девушку, из-за которой Ланселот вызвал чудище на бой.
Все те же приемы использует новый руководитель, даже говорит те же слова, что и Дракон в свое время. И люди привычно подчиняются, так же раболепно, как и раньше. Всех тех, кто был не согласен с новым порядком, или тех, кто помогал в свое время Ланселоту, держат в тюрьме. Новый властелин ничем не лучше старого, даже хуже, поскольку тот хотя бы был гадким гадом и по определению уже считался плохим. Новый же тиран «из народа» постоянно подчеркивает свою близость к людям, то есть лояльность к ним, в то же время ведет себя ровно так, как и предыдущий.
В разгар свадьбы появляется Ланселот. Даже тут правитель пытается продать свой народ, обещая избавителю полный контроль над населением, а себе выторговывая прощение и попутно тепленькое местечко. Но герой — он на то и герой, что отвергает все недостойные поползновения, забирает себе девушку, прощает весь народ, который тут же встает на путь исправления, и провозглашает всеобщий ренессанс. Добро всегда побеждает зло.
Пьесу не зря запрещали к постановке при Сталине и Хрущеве. Тогда цензура работала, как часы. Сейчас, конечно, все мягче. Но можно увидеть много различных аллегорий и в авторском замысле, и в режиссерских вариантах.
Сменяемость тиранов, но продолжительность одинаковой политики — это ли не попытки в разные времена идти тем же курсом, что и предшественник (удобным для власти, и с которым более-менее стерпелся народ), эти укладывания в мавзолеи одного за другим, демонстративная преемственность старых традиций. Эта странная переменчивость при смене власти (когда слетела вторая голова у дракона, люди стали уже отворачиваться от его сотрудников, предпринимать попытки к получению свободы), унылое несение своего бремени, потому что кто, если не он? Даже, если плохо все, ну можно найти что-то позитивное и в плохом (когда Эльзу ведут на растерзание дракону, ее лучшие подружки готовятся поесть траурных пирогов и получить от нее в наследство ее вещи, а, когда ее вынуждают выйти замуж за нового тирана — планируют, как она может повлиять на власть в интересах своих подруг). Находить позитив в плохом вместо того, чтобы просто изменить свой привычный плохой уклад на хороший, — вот каковы они, жители города, который освободил герой.
Не будем о грустном, несколько слов о приятном. Под конец спектакля актеры приготовили для коллеги несколько шуточных сценок и вместе от души поздравили с юбилеем. Для любого человека важно, чтобы работа была любимой и приносила радость. В этот день со сцены зареченского ТЮЗа радость буквально лилась рекой. Артисты поделились ею со зрителями в полной мере. Присоединимся к поздравлениям юбиляру и мы!
Фото автора