23° ... 23°, ветер 5 м/с
94.32
100.28
Выставка «Мистерия-буфф Аристарха Лентулова» в Москве: театральность, как кредо
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
С 20 июня в Театральном музее им. А.А. Бахрушина в Москве работает выставка «Мистерия-буфф Аристарха Лентулова», приуроченная к 135-летию со дня рождения одного из главных художников русского авангарда, уроженца Пензенской области. По словам организаторов проекта, данное выставочное пространство было выбрано не случайно, и дело даже не в том, что определенный период творчества Лентулова тесно связан с работой в театре.



В рамках выставки можно увидеть 70 эскизов костюмов и декораций, театральные афиши, программки и документальные фотографии спектаклей, над которыми трудился Аристарх Лентулов, а также знаменитый макет к постановке Таирова оперы Рубинштейна «Демон» (1919), за который художник был удостоен гран-при на Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925 г).

Интересно то, что всем посетителям выставки предлагается взглянуть на творчество художника через призму театральности в принципе, именно это позволило собрать в залах музея работы всех периодов творческой жизни художника, и по большому счету сделать «Мистерию-буфф» самой масштабной рестроспективой Лентулова за последнее время.



Кстати, о названии. Пьеса Владимира Маяковского определила и закрепила образную и интонационную составляющую новаторского искусства в целом. Несмотря на то, что Аристарх Лентулов так и не стал художником этого спектакля (хотя подобные планы имели место быть и сам Маяковский говорил, что Лентулов в живописи делает то, что он сам делает в литературе), жанр «мистерии-буфф» отражает его художественное кредо.



В залах Бахрушинского размещено около 250 произведений из 20 музеев России (в том числе и Пензенской картинной галереи им. Савицкого) и частных коллекций. Многие работы и личные вещи Лентулова и членов его семьи экспонируются впервые и являются частью коллекции Фёдора Лентулова — правнука художника. Открытие выставки предворили выступления её организаторов и гостей.

Дмитрий Родионов, генеральный директор Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина:



— Для нас юбилейная выставка Аристарха Лентулова совершенно логична с точки зрения комплексного научно-художественного исследования, которое мы ведем уже несколько лет в изучении изменений художественных течений и стилей в XX в.

На выставке «Прорыв», которую делали более года назад, мы пытались понять преемственность искусства конца XIX века с русским авангардом 20-х -30-х годов через работу, в том числе, художников-живописцев в театре. Это большая экспозиция обнажила, как мне кажется, очень много серьезных вещей и, естественно, работы Лентулова тогда были представлены.

Светлана Георгиевна Джафарова, которая предложила сделать выставку, нашла в нашем лице благодарных партнеров. Я искренне благодарен ей за этот, можно сказать, подвиг, ибо ее талант и ее знания творчества Лентулова, ее профессиональные связи с коллегами из разных музеев позволили сделать выставку за очень короткий срок.



Еще, конечно, важна поддержка наших коллег из тех музеев, с которыми мы сотрудничали. Это как ведущие музейные институции нашей страны — Третьяковка, Русский музей, ГМИИ им Пушкина, Санкт-Петербургский театральный музей, так и региональные музеи из Рязани, Пензы, Ярославля, Переславля-Залесского и других городов.
В результате это все соединилось в пространстве трех залов нашего главного дома. Цветовое решение зала было предложено главным художником музея — Василиной Овчинниковой, как мне кажется, оно также работает на идею связи Лентулова с театром.

Эти цветовые пятна в черном кабинете-сценической коробке выглядят наиболее мощно. Выставка завершится изданием каталога, над которым мы продолжаем работать. Каталог выходит не к началу выставки, а к ее финалу по объективным причинам, в данном случае некоторые работы были привезены в Москву в последние дни перед выставкой.

Федор Лентулов, художник, правнук А.Лентулова:



— Выставка сделана в кратчайшие сроки, фактически рекордные. Что касается названия «Мистерия-буфф», то планировалась постановка пьесы Маяковского при участии Лентулова, которая, к сожалению, не была осуществлена. Но, тем не менее, творческий путь привел его в театр.

Дебютом стала постановка «Виндзорских проказниц» в Камерном театре. Лентулов пыталася все свои живописные принципы перенести на сцену. В тот же момент он создает еще одно из своих гениальных произведений — панно «У моря», в котором по его собственному признанию ставит эксперименты в области цветодинамики. Это не осталось незамеченным. Скрябин, который тоже производил эксперименты по соотношению звука и цвета, приглашает его на осуществление постановки «Прометей» в Большом театре.

Кроме того, Лентулов создавал праздничное оформление Театральной площади к первой годовщине Октября, раскрасив ее объекты неистовыми цветами, на многих современников это произвело совершенно ошеломляющее впечатление. Кстати, эпоха перемен не погубила его искусство, как произошло со многими другими, не оставила его в растерянности.


Виктор Калинин, первый вице-президент Российской академии художеств:

— Вспоминаю выставку Лентулова на Кузнецком мосту тридцатилетней давности, которая мне жизнь перевернула. И сейчас такое ощущение, что Лентулов жив, ибо на выставке появилось столько новых для меня работ, словно бы он с тех пор написал еще много картин.

Трудно переоценить его роль в развитии русской живописи, потому что удивительным образом Лентулов транслировал как завоевания времени, в котором он жил, прижились на русской почве. Его обращенность к классике, то, как он ее понимал и чувствовал и в то же время авангард, активным участником которого он был, — все это Лентулов преломлял и транслировал на отечественное живописное и театральное искусство. Внутри у него был огонь, который пожирал его в творческом смысле и вынуждал его находиться во власти цвета.

 Иногда форма выбивалась из-под его разума, но его чувство цвета преображало все несовершенства, которые преследуют каждого художника. Это «растворение» в цвете сейчас очень актуально, поскольку в теперешнем искусстве есть какая-то бедность, «анемия» в этом отношении. Лентулов воспринимал цвет мистически, «купался» в нём. Бахрушинский музей предоставил и всем нам счастливую возможность искупаться во всеочищающем цвете.



Светлана Джафарова, искусствовед, куратор выставки:

— Многие сейчас вспоминают выставку Лентулова 1987 года в ЦДХ. Когда мы её делали, это была другая страна, другое время. Вещи в основном были либо у Марианны Аристарховны, либо у известных коллекционеров, да и музеи легко давали картины на экспонирование. Сейчас всё изменилось. Собрать подробную выставку за 4,5 месяца стало титаническим трудом.
Страховка, транспортировка и прочие факторы — это очень непросто, но художник стал безумно дорогим, что делает все это необходимым. Музей с этой работой справился.

На выставке присутствует театральный эффект с высвечиванием софитами. Лентулов использовал этот приём в своих произведениях. Нам не нужны были программные произведения Аристарха Васильевича, его самые известные огромные панно. То, что экспонируется сейчас, показывает эволюцию художника, его «переодевание» в разные стили, именно эта игра заложена в принцип этой выставки.



Не нужно переживать, что «мало церквей». Зато есть театр, другие сюжеты: есть пляжи, обнаженное тело — это было апробирование тогда очень современной темы. Он был неэелементарным. И если многим современное искусство в тот момент давалось трудновато, ему — легко.
Также здесь очень много редкостей из провинциальных музеев, это трудно и хлопотно собирается, так что обратите внимание на привезенные работы.

Стоит отметить, что Пензенская картинная галерея предоставила для выставки четыре картины: «Портрет актрисы Ольги Гзовской», «Улица в Сергиевом Посаде», «Портрет Н.Сведонской» и уникальный эскиз картины «Московские художники». Выставка продлится до 27 августа.
Источник фото: фото автора

Похожие статьи